Какие сельскохозяйственные культуры выращивали славяне?

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали славяне?

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай. Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали славяне

владимиро-суздальское княжество представляло собой княжество, которое также известно, как ростовское княжество, ростово-суздальское. потому, столицей был ростов, а с 1125 годы столицей стала суздаль, с середины 12 века столица – владимир на клязьме. владимиро-суздальскую землю населяли вятичи, угро-финские племена (меря, весь, мурома). расположение княжество пришлось на междуречье волги и оки, а позже земля расширилась на северную двину, устюг и в сторону белого моря, где земля граничила с новгородской республикой. главными владимиро-суздальского княжества были: ростав (с 862 года), суздаль (с 1024 года – восстание волхвов), владимир (с 1108 года – основан мономахом), дмитров (с 1154 года), юрьев-польский, переславль-залесский (с 1152 года, основан юрием долгоруким).

земля была опустошена монголо-татарами в 1238 году и распалась на

отдельные уделы, которые боролись за владимирский престол. в итоге,

владимирский престол достался московским князьям.

культура княжества была в особенности развита при андрее

боголюбском и всеволоде большое гнездо. владимиро-суздальское княжество

отличалась зодчеством, собственной школой зодчества (из белого камня). самый

знаменитый памятник зодчества – успенский собор 1160 года.

общественный строй. структура класса феодалов во владимиро-суздальском княжестве мало чем отличалась от киевской. однако здесь возникает новая категория мелких феодалов — так называемые дети боярские. в xii в. появляется и новый термин — «дворяне». к господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех землях периода феодальной раздробленности, и во владимиро-суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых христианских князей

самое широкое распространение получила промышленность: по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду, посуду и полотенца. постепенно крестьянская промышленность перерастает рамки, превращается в мелкое товарное производство. это свидетельствует о начале перехода к раннекапиталистическому промышленному производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями.

aldanov

Сергей Алданов — дневник.

Слова, слова, слова.

Культурные растения на Руси.

В продолжение пред ыдущего поста несколько слов об освоениии культурных растений у нас.

Старый слой культурн ых растений , у восточн ых славян – просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен, бобы.

Конечно, и среди них есть вариант ы более старых и новых освоений, так что говорить о необозримой древности в ряде случаев никак не приходится..

Взять хотя б отношения пшениц ы и ржи . У пшеницы история магистральная – культура очень старая, известная старейшим цивилизациям, история ее якоб ы достигает 10 тыс. лет Но для нас она, вероятно, новая, около V-VI вв. Наши предки ее позаимствовали, скорей всего, у готов, живших на юге Восточной Европ ы . К примеру, этимология слова хлеб выводится от готского предшественника Hlaifs.

Читать еще:  Как выращивать календулу из семян в домашних условиях?

А про рожь пишут вот что:

«Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях». /С.В. Мельникова/.

Можно также прочесть, что римские авторы упоминали посевную рожь как незнакомый им злак, разводимый варварами. В этом качестве он появился в Центральной и Северной Европе давно, в какой-то период став заметным, а потом сильно уменьшил свое значение. «Средневековье мало что само изобрело и мало чем обогатило даже продовольственную флору. Рожь, например, — главное приобретение средних веков — к настоящему времени почти исчезла в Европе; это было лишь преходящее обогащение агрикультуры» Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992

Оно и понятней, в Западной Европе теплей, чем в Восточной, и можно пшеницу сеять, которая урожайней. Для Руси, однако, устройчивая к неблагоприятному климату рожь, которую можно сеять намного северней пшеницы, оказалась «ко двору».

Или вот про репу пишут, как о необыкновенно древней славянской культуре. Древняя она только относительно других овощей. А позаимствована у греков – (греческое «гара» — «быстрорастущая», оттуда и латинское слово, и славянские корни. Может, конечно, что заимствование непрямое, через болгар.
Боб ы освоены тоже не рано, примерно в VI-VIII вв.

Относительно нов ый слой культурных растений. Как ни парадоксально, но некоторые «старые культуры» Европ ы иногда будут достаточно новыми для России. К примеру, лук. О нем пишут «… в начале XII века, с берегов Дуная торговыми путями лук распространился на территорию Руси, где уже в скором времени возделывался очень широко». Но если лук новая культура для Руси, то чеснок тем более. Н.В. Терехина пишет, что чеснок в России известен с XVII в. Как баклажан, к примеру.

Некотор ые из культур , котор ые Европа понемногу осваивала в Средние века, б ыли якобы принесены в Россию из Византии с греческими священниками. Так, к апуста и свекла появились в Киевской Руси около XI в., и они упоминаются в «Изборнике» Святослава, ок. 1073 года. П римерно тогда же б ыла перенята от причерноморских греков гречиха , а в XIV веке, вероятно, б ыли освоен ы. огурцы и морковь . Тут вопрос ы – каков же был путь этих культур после монгольского разгрома? Или они все же появились ранее?

Для русских княжеств, более северных и требующих изменения технологии выращивания этих требовательных к теплу культур, сдвиг в освоении технологии в ыращивания овощей и гречихи составлял, вероятно, около одного-двух веков: гречиха в русских источниках упоминается с 1495 г., огурц ы с с 1528 г. В Московской Руси свекла появилась в XIV-XVII вв.

Возможно также, что огородничеством больше занимались тогда не в крестьянском хозяйстве, но в городах, причем заметным центром был Ростов Великий, условия которого (многоводье) не позволяли заниматься обычным земледелием (Милов 1998), но зато вполне успешно товарным производством овощей.

Ну и для комплекта этого обзора – арбузы и дыни получены, вероятно, в наследство от татар — в Нижнее Поволжье они завезен ы из Средней Азии в XV-XVI веках. То есть либо при татарах, либо во времена Грозного. Тогда же после завоевания Астрахани стал доступен для выращивания виноград, его пытались перенести даже к Москве. К новым культурам относится тыква (XVI век), перец острый (XVI век), перец овощной (конец XVI- начале XVII века), картофель — вторая половина XVIII века. Тут надо сказать спасибо матушке Екатерине — расширению посадок картофеля в России способствовал указ Сената (1765 г.). В Петербурге на Аптекарском огороде картофель начали выращивать с 1786 г. А помидор также проник в конце XVIII века, но его триумф был достигнут лишь в XIX. И цветная капуста лишь из XIX.
Подсолнечник стали выращивать, как декоративное растение, при Петре I, а настоящее значение он обрел в XIX веке — «в 1829 году крепостным крестьянином Д.С. Бочкаревым из слободы Алексеевка Бирючинского уезда Воронежская губернии впервые получено масло из семян подсолнечника». Кстати, пару слов о бесполезности науки в то время: «первое упоминание о возможности получения масла из семян подсолнечника появилось в 1779 году в «Академических известиях», издаваемых Российской Академией наук под названием: » О приготовлении масла из семян подсолнечника». А вот пресс академикам сделать уже было не по силам, крестьянин его изобрел.
Удивительно.

Итак:
Контакт ы с соседями поспособствовали украшению русского стола в X-XII вв. Правда, это был стол киевско-русский, а перенимали новое во Владимире, Москве, Ростове, Твери в течение некоторого времени, не очень быстро. Ч то еще интересно – прогресс в русском сельском хозяйстве шел и во времена, которые кажутся издали довольно темными — XVI век неожиданно в ыделился целым рядом освоенных культур. То есть это время развитие контактов, иногда насильственным путем, иногда через торговый обмен. Реформатор Алексей Михайлович много времени уделял садоводству и овощеводству, даже хлопчатник пытался освоить. Петр I великий, но бестолковый, для аграрного хозяства не сделал ничего. А вот Екатерина отметилась весьма достойно.

Основная сельскохозяйственная культура, выращиваемая славянами.

характернейшая особенность развития россии состояла в определяющей роли самодержавного государства в , его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. учрежденные петром 1 берг-, мануфактур-, коммерц-коллегии- и главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной , органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

а почему возникло я не знаю. чем смогла )*

тут найдешь! «карл xii в январе 1708 г. овладел гродно, а летом занял минск и дал бой преградившей ему российской армии у села головчина, после которого российские отошли под смоленск. заняв тем временем могилев, карл xii стремился обходным маневром выйти на дорогу в москву. но бои у села хорошего, а позже у деревни раевки отбили у шведов охоту идти на москву. тогдакарл xii, рассчитывая на гетмана и.с.мазепы, а также и крымских татар, решил двигаться на украину, а на соединение с ним из-под риги торопился корпус левенгаупта. такое изменение планов шведского короля было огромным фуррором российских стратегов (и, до этого всего петра i)».10 так начался второй этап северной войны, принесший российским войскам новейшие победы и надежду на скорейшее окончание военных действий. принципиальным переломным моментом этого периода стала полтавская битва, но до этого схватки произошёл ещё ряд событий оказавших решающее действие на итог данной битвы. «между тем летом 1708 года карл xii, разбивши отряд российского войска при юловчине, занял могилев, где обязан был соединиться с ним генерал левенгаупт, шедший из лифляндии с большими запасами. но, терпя недочет в продовольствии, карл не стал дожидаться левенгаупта и пошел на мстиславль, через леса и болота, по опустошенному краю, где часть войска его у села хорошего была разбита князем михайлом михайловичем голицыным. вопреки советам генералов собственных карл не возвратился в могилев для соединения с левенгауптом, но направил путь к украине. этим пользовался петр, нагнал левенгаупта и поразил при деревне лесной, на реке соже, 28 сентября: шведы утратили 10 000 человек, всю артиллерию и основное — все запасы, которые были так важны для карла.»тут первая солдатская проба была», по словам петра, потому что тут в первый раз российские победили шведов, сражаясь с ними в равном числе. карл жертвовал войском левенгаупта и запасами, торопясь в малороссию».11 «к разочарованию карла xii мазепа, из-за которого фактически и был предпринят этот поход, с собой не более четырех тыщ человек, причем это были не обещанные карлу казаки, а различный сброд. припасы, которые мазепа сулил карлу, были уничтожены драгунами». 12 узнав об измене мазепы, петр i отдал приказ убить все запасы, которые тот собрал на черниговщине. «переправившись через десну, карл xii соединился с остатками войск левенгаупта и расположил свою армию на севере полтавской губернии. тогда же, в ноябре, российские войска расположились на зимние квартиры неподалеку от шведов у местечка лебедино. несколько российских отрядов расположилось у веприка, миргорода, полтавы и нежина. наиблежайшей целью карла было овладение белгородом, который в то время являлся принципиальным дорожным узлом южной россии. но когда он в декабре ринулся к белгороду, то встретил отчаянное сопротивление веприка. крепость была, в конце концов, взята, но все расчеты шведов были уже нарушены и армия возвратилась на зимние квартиры. в конце января карл предпринял вторую попытку овладения белгородом, но тому воспрепятствовала внезапная оттепель (при всем при этом зима1709 года была на уникальность морозной). часть шведской армии из-за недостатка квартир расположилась биваком в степи. в конце зимы российским удалось вытеснить изнуренных лютой зимой шведов весной 1709 года критическим: армия их уменьшилась, боевые запасы иссякли, надежды на восстание на украине не оправдались. карл решил осадить полтаву, следуя совету мазепы, утверждавшего, что в полтаве они найдут продовольствие и огромные запасы снаряжения. план карла заключался в том, чтоб вынудить петра поспешить на выручку полтавскому гарнизону и принять битву. как справедливо полагал шведский повелитель, спасти его сейчас могла лишь большая победа».13 и он надеялся, что такую победу он одержит в полтаве.

Читать еще:  Как выращивать мушмулу в домашних условиях?

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай.

Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

aldanov

Сергей Алданов — дневник.

Слова, слова, слова.

Культурные растения на Руси.

В продолжение пред ыдущего поста несколько слов об освоениии культурных растений у нас.

Читать еще:  Страны где выращивают сахарную свеклу и сахарный тростник

Старый слой культурн ых растений , у восточн ых славян – просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен, бобы.

Конечно, и среди них есть вариант ы более старых и новых освоений, так что говорить о необозримой древности в ряде случаев никак не приходится..

Взять хотя б отношения пшениц ы и ржи . У пшеницы история магистральная – культура очень старая, известная старейшим цивилизациям, история ее якоб ы достигает 10 тыс. лет Но для нас она, вероятно, новая, около V-VI вв. Наши предки ее позаимствовали, скорей всего, у готов, живших на юге Восточной Европ ы . К примеру, этимология слова хлеб выводится от готского предшественника Hlaifs.

А про рожь пишут вот что:

«Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях». /С.В. Мельникова/.

Можно также прочесть, что римские авторы упоминали посевную рожь как незнакомый им злак, разводимый варварами. В этом качестве он появился в Центральной и Северной Европе давно, в какой-то период став заметным, а потом сильно уменьшил свое значение. «Средневековье мало что само изобрело и мало чем обогатило даже продовольственную флору. Рожь, например, — главное приобретение средних веков — к настоящему времени почти исчезла в Европе; это было лишь преходящее обогащение агрикультуры» Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992

Оно и понятней, в Западной Европе теплей, чем в Восточной, и можно пшеницу сеять, которая урожайней. Для Руси, однако, устройчивая к неблагоприятному климату рожь, которую можно сеять намного северней пшеницы, оказалась «ко двору».

Или вот про репу пишут, как о необыкновенно древней славянской культуре. Древняя она только относительно других овощей. А позаимствована у греков – (греческое «гара» — «быстрорастущая», оттуда и латинское слово, и славянские корни. Может, конечно, что заимствование непрямое, через болгар.
Боб ы освоены тоже не рано, примерно в VI-VIII вв.

Относительно нов ый слой культурных растений. Как ни парадоксально, но некоторые «старые культуры» Европ ы иногда будут достаточно новыми для России. К примеру, лук. О нем пишут «… в начале XII века, с берегов Дуная торговыми путями лук распространился на территорию Руси, где уже в скором времени возделывался очень широко». Но если лук новая культура для Руси, то чеснок тем более. Н.В. Терехина пишет, что чеснок в России известен с XVII в. Как баклажан, к примеру.

Некотор ые из культур , котор ые Европа понемногу осваивала в Средние века, б ыли якобы принесены в Россию из Византии с греческими священниками. Так, к апуста и свекла появились в Киевской Руси около XI в., и они упоминаются в «Изборнике» Святослава, ок. 1073 года. П римерно тогда же б ыла перенята от причерноморских греков гречиха , а в XIV веке, вероятно, б ыли освоен ы. огурцы и морковь . Тут вопрос ы – каков же был путь этих культур после монгольского разгрома? Или они все же появились ранее?

Для русских княжеств, более северных и требующих изменения технологии выращивания этих требовательных к теплу культур, сдвиг в освоении технологии в ыращивания овощей и гречихи составлял, вероятно, около одного-двух веков: гречиха в русских источниках упоминается с 1495 г., огурц ы с с 1528 г. В Московской Руси свекла появилась в XIV-XVII вв.

Возможно также, что огородничеством больше занимались тогда не в крестьянском хозяйстве, но в городах, причем заметным центром был Ростов Великий, условия которого (многоводье) не позволяли заниматься обычным земледелием (Милов 1998), но зато вполне успешно товарным производством овощей.

Ну и для комплекта этого обзора – арбузы и дыни получены, вероятно, в наследство от татар — в Нижнее Поволжье они завезен ы из Средней Азии в XV-XVI веках. То есть либо при татарах, либо во времена Грозного. Тогда же после завоевания Астрахани стал доступен для выращивания виноград, его пытались перенести даже к Москве. К новым культурам относится тыква (XVI век), перец острый (XVI век), перец овощной (конец XVI- начале XVII века), картофель — вторая половина XVIII века. Тут надо сказать спасибо матушке Екатерине — расширению посадок картофеля в России способствовал указ Сената (1765 г.). В Петербурге на Аптекарском огороде картофель начали выращивать с 1786 г. А помидор также проник в конце XVIII века, но его триумф был достигнут лишь в XIX. И цветная капуста лишь из XIX.
Подсолнечник стали выращивать, как декоративное растение, при Петре I, а настоящее значение он обрел в XIX веке — «в 1829 году крепостным крестьянином Д.С. Бочкаревым из слободы Алексеевка Бирючинского уезда Воронежская губернии впервые получено масло из семян подсолнечника». Кстати, пару слов о бесполезности науки в то время: «первое упоминание о возможности получения масла из семян подсолнечника появилось в 1779 году в «Академических известиях», издаваемых Российской Академией наук под названием: » О приготовлении масла из семян подсолнечника». А вот пресс академикам сделать уже было не по силам, крестьянин его изобрел.
Удивительно.

Итак:
Контакт ы с соседями поспособствовали украшению русского стола в X-XII вв. Правда, это был стол киевско-русский, а перенимали новое во Владимире, Москве, Ростове, Твери в течение некоторого времени, не очень быстро. Ч то еще интересно – прогресс в русском сельском хозяйстве шел и во времена, которые кажутся издали довольно темными — XVI век неожиданно в ыделился целым рядом освоенных культур. То есть это время развитие контактов, иногда насильственным путем, иногда через торговый обмен. Реформатор Алексей Михайлович много времени уделял садоводству и овощеводству, даже хлопчатник пытался освоить. Петр I великий, но бестолковый, для аграрного хозяства не сделал ничего. А вот Екатерина отметилась весьма достойно.

Источники:

http://agropolia.ru/vyrashhivanie/kakie-selskohozyajstvennye-kultury-vyrashhivali-slavyane.html
http://xn--b1agzqc.com/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82-33268201
http://slavicnews.ru/selskoe-hoziaistvo-drevnih-slavian/
http://aldanov.livejournal.com/323288.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector