Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе.

Скупость дальше от бережливости, чем даже расточительность. (Ларошфуко).

Смерть и скупец. Босх.

Отношение к деньгам и прочим ценностям – одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение находится в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности. Зная, как человек относится к деньгам, можно сказать о нем если не всё, то очень многое. Перефразируя известную пословицу, можно утверждать: скажи мне, как ты тратишь деньги, и я скажу тебе, кто ты. Отношение человека к деньгам определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя. А старинное индийское изречение гласит: «Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно.»

Вряд ли хоть один человек появляется на свет скрягой. Безусловно, каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова «Мое! Не дам! А мне!» являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек. И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. Однако в процессе взросления детская жадность проходит, и мы становимся нормальными людьми, иногда даже с некоторым уклоном в расточительность. В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.

. Но юноша в них (деньгах)

Ищет слуг проворных

И не жалея шлёт туда, сюда.

А.Пушкин «Скупой рыцарь»

Не без основания считается, что скупость свойственна в основном пожилым людям. По логике жизни, казалось бы, должно быть наоборот. Известная немецкая пословица гласит: «Letztes Hemd hat keine Tasche» (последняя рубашка не имеет карманов, т.е. на тот свет ничего не заберешь). Однако именно в старости человека подстерегает скупость, на что тоже есть определенные основания. С возрастом по естественным причинам угасают многие чувства и желания и их замещает скупость. «Старый человек, он любит заработать, скопить и вообще при виде денег у него руки дрожат и ноги подгибаются. Если речь идет о деньгах, то это конченое дело. Тут никакие советы не помогут» – писал Михаил Зощенко в рассказе «Про няню, или прибавочная стоимость этой профессии». Безусловно, это суждение — преувеличение, но доля истины в нем всё-таки есть. Кроме того, не случайно говорят, что скупость – это преимущественно мужская болезнь.

Все знаменитые литературные персонажи, за исключение Коробочки из «Мертвых душ» , символизирующие скупость, являются лицами мужского пола : Шейлок в «Венецианском купце» Шекспира ( жадный еврей-ростовщик, чье имя стало нарицательным для алчных и скупых людей.

Шейлок — Жадный ростовщик занимает венецианскому купцу Антонию денег, поставив условие: если тот не вернет их вовремя, то он имеет права вырезать фунт мяса из тела Антония. Антоний хочет выручить друга, который попросил его о помощи, и соглашается на эти дикие условия. Когда Антоний не смог вернуть долг, Шейлок хотел взять свое, но хитрая Порция, жена друга Антония Бассанио, поворачивает на суде дело таким образом, что Шейлок обвиняется в покушении на жизнь христианина. У него забирают половину имущества и заставляют принять христианство),

Гобсек в «Человеческой комедии» Бальзака (является личностью внутренне противоречивой. Автор выделяет, в основном, его отрицательные черты – подлость, жадность и черствость.

«Если человечность, общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом».

Предоставляя в долг денежные средства под большие проценты, ростовщик Гобсек фактически грабит своих клиентов, пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Недаром во французском языке «Гобсек» (Gobseck) означает «Живоглот». «Человек-автомат», «золотой истукан», «человек-вексель» — вот как автор характеризует этого человека.

Его хищная натура, жестокость и мелочность подчёркивает даже описание портрета героя: «глаза, словно у хорька».

К концу жизни скупость Гобсека превратилась в настоящую одержимость – он ничего не продавал, боясь продешевить: «…каждый предмет сделки служил ему поводом для бесконечных споров — несомненный признак, что он уже впал в детство и проявлял то дикое упрямство, что развивается у всех стариков, одержимых какой-либо страстью, пережившей у них разум».

Через своего героя Бальзак хочет подчеркнуть трагичность жизни в обществе, где человек вынужден с целью самосохранения подавить в себе все человеческие качества и стать накопителем и обдиралой),

Скупой рыцарь у Пушкина ( Альбер — человек своего времени, в котором рыцарю следует проявлять демонстративную храбрость на турнирах, быть расточительным и куртуазным, служа образу прекрасной дамы. Но, понеся ощутимые потери в одном из последних турниров, он вынужден искать деньги на ремонт амуниции и переоснащение своего рыцарского облика. Пьеса открывается сценой, в которой Альбер жалуется слуге на безденежье и достигает трагического накала в момент сцены унижения Альбера перед торговцем жидом Соломоном. Основная тема пьесы — опустошающая власть денег.

Рыцарское слово — ничто для ростовщика, который прозрачно намекает на возможность убийства барона, отца Альбера, для получения полного доступа к деньгам. Альбер поначалу возмущён, но при первой возможности отцеубийства, которая возникает, когда барон вызывает сына на дуэль, поспешно соглашается принять вызов, подхватывая символ вызова на дуэль, перчатку, пока отец не передумал. Якобы исповедуя благородную философию, Альбер далёк от истинного благородства. Подлость сына не претворяется в жизнь лишь потому, что отец умирает естественной смертью в финале),

(Плюшкин в «Мёртвых душах» у Гоголя. Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.

Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.

Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.

Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.

Автор восклицает : «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения.

Перечень можно продолжить. Коробочка в тех же «Мертвых душах».

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. — это только потенциальный покупатель.

Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.

Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Не вчера было сказано, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. И это, действительно, так. Можно утверждать, что скупость – это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам. Все психологи и писатели сходятся на том, что скупость – это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает т.н. ослепление страстью.

Лет 30-40 назад в научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса. Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу, выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку. Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и начинает рваться к мясу через прутья передней стенки. Не правда ли, интересный эксперимент? Вот так же, как на собаку мясо, на скрягу действует возможность наживы. В известном мультфильме Лиса Алиса и Кот Базилио поют песенку:

. На жадину не нужен нож:

Ему покажешь медный грош –

И делай с ним что хошь.

Как правило, не бедность является причиной скупости. Бальзак тонко подметил, что скупость начинается там, где кончается бедность. А знаменитый философ Сенека сказал: «Бедность терпит недостаток во многом, скупость же лишена всего». Великий знаток человеческой природы А.И.Герцен писал: «Скупость бесконечна и. после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.» Но еще за 2000 лет до Герцена латинский поэт Вергилий говорил, что скупой всегда нуждается. Наверное, нет такого языка, в котором не было бы пословиц, осуждающих скупость.

Читать еще:  Дыня посадка и уход в открытом грунте в средней полосе

Отличается ли скупость от жадности и алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения. Можно ли излечиться от скупости и алчности?

Окружающая жизнь не радует нас обилием положительных примеров. Однако можно отыскать такой пример в мифах Древней Греции. Миф о царе Мидасе (том самом, у которого были ослиные уши). За какую-то незначительную услугу бог Дионисий пообещал выполнить любое желание Мидаса. И царь пожелал, не больше и не меньше, чтобы всё, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Желание было исполнено. И что хорошего из этого получилось? Оказалось, что неразумный Мидас был обречен умереть от голода, т.к. любая пища, к которой он прикасался, тут же превращалась в золото. С огромным трудом удалось Мидасу избавиться от этого проклятия.

И всё-таки специалисты полагают, что излечение от скупости возможно, но при единственном условии: «больной» должен сам изъявить желание избавиться от этой мании. Без этого все усилия родных и близких абсолютно бессмысленны.

Все, кто писал об отношении к деньгам, сходятся на том, что бережливость является одной из человеческих добродетелей. Об этом же неоднократно говорится в Библии. Бережливость – это разумное, расчетливое отношение не только к деньгам, но и ко всему, чем владеет человек, в том числе и к собственному здоровью. Можно сказать, что бережливость – любимое дитя благоразумия. Она несовместима с торопливым желанием хорошо пожить. Бережливый человек семь раз подумает, прежде чем один раз решится на крупные расходы. И приобретает он не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись. Про бережливого человека немецкая пословица говорит так: «Er dreht jeden Pfennig dreimal um» (он трижды повертит в руках каждый пфенниг).

И в то же время можно утверждать, что все мы исключительно богаты, ибо, как сказал Сократ, богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться. К сожалению, для многих пожилых людей стало актуальным шутливое высказывание : «Было нечего надеть, стало некуда ходить».

Между бережливостью и скупостью лежит зыбкая область, которую можно назвать прижимистостью или, проще говоря, жмотством. В чем это выражается? Достигнув зрелого возраста, многие люди не умеют расставаться со старыми, ненужными вещами: одеждой, обувью, электробытовыми приборами и т.п. Они прячут их в кладовку, в подвал, где вещи приходят в окончательную негодность. Умом человек понимает, что эти вещи ему никогда больше не понадобятся, даже если они еще в рабочем или в «носильном» состоянии. Но какой-то внутренний тормоз не позволяет избавиться от ставшего ненужным. Способность без колебаний выбросить старье – это тоже своего рода талант, которым наделен далеко не каждый.

В заключение можно сказать, что скупость – верный симптом надвигающейся старости. Постараемся как можно дольше оставаться молодыми, находясь даже во вполне зрелом возрасте. А для этого будем всеми силами бороться с собственной скупостью.

10 лучших книг о тех, кто добился богатства

Будем честны – большинство из нас мечтает о неслыханном богатстве, хотя нередко люди в ханжеском порыве говорят обратное. Мол, деньги – корень зла. Однако на деле жизнь показывает, что деньги – лишь инструмент достижения целей: будь то благородные намерения или алчные порывы. Сами по себе хрустящие бумажки не способны сотворить зло. И все же, они привлекают в нашу жизнь немало бед, магнитом маня коварных притворщиков и фальшивых друзей.

Многие писатели старались отобразить все трудности, сопряженные с богатством. Особого интереса достойны истории о людях, вырвавшихся из лап нищеты в мир достатка. В нашей подборке вы найдете увлекательные книги, посвященные таким персонажам.

1. «Трилогия желания», Теодор Драйзер

Один из самых известных трудов американского писателя состоит из трех увлекательных романов: «Финансист», «Титан» и «Стоик». Все части цикла описывают различные периоды жизни вымышленного богача по имени Фрэнк Каупервуд (прототипом которого стал реальный человек — Чарльз Йеркс). От большинства произведений подобного рода цикл отличается тем, что затрагивает становление героя еще в юном возрасте. Мы понимаем, что Фрэнку суждено добиться богатства даже когда автор описывает его еще мальчишкой.

Жилка успешного финансиста проснулась в Каупервуде, когда он понял, что жаждет стать хищником, а не жертвой. Постепенно он выстраивает настоящую империю, не гнушаясь задействовать незаконные методы. Разумеется, Фрэнк привлекает к себе прекрасных женщин, и их интерес связан не только с внушительным банковским счетом Каупервуда. Их манит волевой характер, шарм и романтическая натура (да-да, она уживается в душе финансиста вместе с его стремлением к деньгам). Но для Фрэнка женщины – лишь прелестный атрибут роскошной жизни, и горе любовницам, не способным этого понять.

2. «Дамское счастье», Эмиль Золя

Захватывающий роман из цикла «Ругон-Маккары», повествующего о членах семейства Мурэ. Главным персонажем, на мой взгляд, остается милая, умная, талантливая Дениз. Образ этой девушки – модель для подражания.

Октав Мурэ смог поднять торговлю на новый уровень, создав один из первых универсальных магазинов, предназначенных исключительно для женских нужд. Свое творение он нарек «Дамское счастье». Парижанок заинтересовал гигантский магазин, где можно купить все что угодно – от булавки до модной шляпки. Однако покупателя трудно удержать, особенно когда рядом множество лавочек, готовых снизить цены на товары. В данной части цикла большая часть повествования сосредоточена вокруг молоденькой провинциалки Денизы Бодю, приехавшей в Париж в поисках пропитания. Девушке удается добиться должности продавщицы в «Дамском счастье». Это увлекательная история борьбы за выживание, развернувшейся между мелкими торговцами (зачастую изготовляющими свой товар самостоятельно и с душой) и владельцами универсальных магазинов.

3. «Ярмарка тщеславия», Уильям Теккерей

Величайший роман Теккерея по праву признан одним из лучших произведений о стремлении к богатству. В центре сюжета история двух подруг, совершенно не похожих друг на друга. Судьба свела девочек в одном пансионе, но пути их снова и снова расходятся.

Эмилия – дочь богатого дельца, обласканная вниманием обществ, а Бекки Шарп – дитя любви пропащего художника и танцовщицы. Тяготы сиротства сформировали характер девочки, взрастив в ней множество негативных черт. Бекки всей душой стремится к роскоши, способной защитить ее от всех ужасов бедности. В погоне за мечтой девушка не брезгует обманывать и очаровывать богатых мужчин. Необычайно интересно наблюдать за мытарствами юной Ребекки, чьи нелегкая участь заставляет задуматься над тем, вправе ли мы осуждать особ, кажущихся нам жадными и легкомысленными. Ведь за каждой такой личностью стоит целая череда драм, объясняющих столь аморальное поведение.

4. «Граф Монте-Кристо», Александр Дюма

Восхитительное произведение, соединившее в себе множество интригующих проблематик: тут и любовный треугольник, и жажда мести, и предательство. Признанный классикой мировой литературы, роман стал источником вдохновения для создания множества поразительных экранизаций.

Простой моряк Эдмон Дантес пал жертвой козней недругов. Ревнивый Фернан жаждет отнять у парня красавицу-невесту, а завистливый Данглар хочет помешать ему стать капитаном корабля. Сообща им удается обвинить несчастного в измене государству и сослать на отдаленный остров. Сходя с ума от одиночества, Эдмон готов был заморить себя голодом, лишь бы положить конец своим страданиям, но ему посчастливилось познакомиться с другим узником замка Иф. Аббат Фария – человек большого ума и неординарных способностей – помогает новому другу понять, по чьей милости он был заключен под стражу. Перед смертью аббат сообщает Дантесу, где спрятаны несметные богатства. Поменявшись местами с трупом, Эдмон сбегает с острова, находит клад и присваивает себе новое имя – граф Монте-Кристо. Впереди его ждут путешествия, слава, безбедная жизнь и любовь прекрасных женщин. Но главной целью Монте-Кристо остается осуществление мести, которую он долгие годы обдумывал, сидя в сырой камере темницы.

5. «Богач, бедняк», Ирвин Шоу

Одно из последних произведений дивного писателя, настоящего мастера слова, знавшего тонкости человеческой природы. Ирвин Шоу раскрывает перед читателем хитросплетение судеб двух разных братьев: Руди и Тома Джордахов.

У Тома с детства был буйный характер, от чего многие откровенно недолюбливали парня, считая его несносным хулиганом. Как это часто бывает, вспыльчивость вылилась в упорные занятия агрессивным спортом. Пока Том погружается в профессиональный мир бокса, Руди очаровывает окружающих своим шармом, что помогает ему добиваться немалых успехов при ведении бизнеса. Капризная Фортуна избрала своим любимчиком лишь одного из братьев, отвернувшись от другого. Два брата – две судьбы, два ярлыка – богач и бедняк.

6. «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Трогательная история о том, каким мощным стимулом может стать искренняя любовь. Повествование ведется от лица Ника Каррауэя, рассказывающего о своем знакомстве с удивительным человеком, чья щедрая душа была способна на великие жертвы. В этом произведении Фицджеральда, словно в зеркале, отражаются все типажи человеческой натуры, все наши положительные и отрицательные черты скрыты в образах литературных героев.

Поселившись недалеко от имения мистера Гэтсби, Ник заводит дружбу с этим загадочным мужчиной. Джей Гэтсби мало-помалу открывает ему тайны своего восхождения к богатству, неоднократно привирая ради красного словца. Ник узнает, что все успешные порывы Гэтсби (включая и незаконные аферы) были задуманы не просто ради обогащения. Истинной причиной была любовь к ветряной Дэйзи – троюродной сестре Ника. Ослепленный чувствами, Джей не способен рассмотреть истинную суть красавицы, он не понимает, что ее разум ограничен. Дэйзи подобна изысканной бабочке, летящей на блеск мишуры роскоши и денег.

7. «Мартин Иден», Джек Лондон

И снова любовь показана в образе движущей силы, мотивирующей человека идти к успеху, не видя на своем пути препятствий. Вспыльчивый и бескомпромиссный автор перенес на страницы книги свои собственные мысли и представления о структуре общества. Многие полагают, что образ Мартина Идена отчасти автобиографичен.

Необразованный работяга по имени Мартин Иден влюбляется в милую девушку, Руфь Морз. Между молодыми людьми пролегает пропасть социальных различий, но нежные чувства в душе Мартина заставляют его заняться самосовершенствованием, чтобы стать достойным любви Руфи. Девушка помогает парню в его начинаниях и постепенно сама влюбляется в этого удивительного человека, готового ради нее стать совершенно иной личностью. Мартин учится и начинает писать произведения в разных жанрах, стремясь стать популярным писателем и, в итоге, добивается своего. Однако теперь он сбросил шоры с глаз, образование помогло ему взглянуть иначе на окружающий его мир и на девушку, чей светлый образ когда-то стал для него путеводной звездой.

Читать еще:  Какой сорт арбуза лучше?

8. «Большие надежды», Чарльз Диккенс

Полное печали и поучительных уроков произведение Диккенса посвящено популярной в среде новелл теме – жизни сирот, обделенных любовью и пониманием.

Маленький Филип (по прозвищу Пип) рос в семье жестокой старшей сестры, вымещавшей все свое недовольство жизнью на ни в чем неповинном ребенке. С детства познавший немало зла, Пип, тем не менее, рос вполне славным мальчуганом и один его добрый поступок (без ведома самого Пипа) стал причиной его восхождения в мир роскоши. Анонимный благодетель обеспечил Филипа всем необходимом и перед парнем открылись двери высшего общества. Когда же он узнал, кто именно стоял за такими преображениями его жизни, то испытал шок и разочарование в людях, которым приписывал эту невиданную доброту и щедрость.

9. «Метод волка с Уолл-стрит», Джордан Белфорт

Увлекательное произведение является автобиографическими мемуарами знаменитого биржевого брокера, чье имя прогремело на весь мир. Его книга стала бестселлером и легла в основу культового американского фильма с Леонардо Ди Каприо.

Джордан Белфорт начал свой путь с самых низов, пробиваясь к вершинам на Уолл-стрит, где правят матерые дельцы. Упорство, изощренный ум и финансовый талант позволили Джордану добиться колоссального успеха, но за баснословными деньгами стояло нечто большее, чем просто трудолюбие одаренного человека. Белфорт неоднократно прибегал к всевозможным махинациям, за что поплатился репутацией, карьерой и даже свободой. Однако расплата за ошибки не положила конец мечтам Джордана, который смог вновь сколотить приличное состояние на этот раз уже в роли финансового гуру.

10. «Звезды светят вниз», Сидни Шелдон

Сидни Шелдон снискал мировую славу автора бестселлеров, посвященных всевозможным жизненным коллизиям. С необычайным мастерством писатель создает захватывающие сюжеты, где в единой картине сплетаются нити личностных драм, детективных интриг и щемящих сердце любовных историй.

Данный роман повествует о судьбе Лары Камерон, выросшей в обанкротившейся семье. Мать и брат-близнец Лары погибли, а отец и вовсе не желает иметь с ней ничего общего. Но не зря говорится «что не убивает – делает тебя сильнее». Под гнетом обстоятельств нрав Лары не сломился, а лишь закалился, непробиваемой броней окружив нежную женскую душу. Шаг за шагом Лара продвигаетсяпо карьерной лестнице, добиваясь невиданных успехов. Впрочем, за везение нередко приходится платить, особенно молодым и красивым женщинам, для которых разменной монетой становится собственное тело. Окрыленная перспективами будущего, Лара переезжает в Чикаго, где становится одной из самых богатых и влиятельных бизнесвумен, за что общество нарекает ее прозвищем «Железная бабочка». Впереди нашу героиню ждет еще немало невзгод: предательства, разбитые мечты и боль утраченной любви. Однако сильные духом никогда не сдаются, чтобы ни уготовила им злодейка Судьба.

Огромным интересом у читателей всех времен и народов пользуются романы о людях, сколотивших целое состояние. Истории жизни героев (реальных или вымышленных) помогают нам иначе взглянуть на свои стремления и заставляют задуматься о том, действительно ли сердца наши жаждут несметных богатств?

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДЕНЬГИ (викторина по литературе)

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

 «Жила-была монетка . Она только что вышла из чеканки чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки.

 В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами ?

 Кто являлся поставщиком сырья, из которого «лили монету » на сказочном острове князя Гвидона?

(Белка, которая грызла орешки с золотыми скорлупками.)

 Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею?

 Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку ?

 Назовите головной убор пушкинского Онегина имени денежной единицы.

( Боливар – мужская широкополая шляпа, модная в 20-х годах 19 в., боливар – денежная единица Венесуэлы.)

 В каком романе Булгакова на зрителей театра Варьете обрушился денежный дождь?

(«Мастер и Маргарита».)

 Продолжите фразу секунданта Грушницкого: «Пуля дура, судьба индейка, а жизнь . »?

( Копейка . М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».)

 Назовите не менее трех пьес известного русского драматурга А.Н. Островского, связанных с темой денег .

(«Бешенные деньги », «Не было ни грош а, да вдруг алтын », «Доходное место», «Бедность не порок», «Бесприданница».)

 Остап Бендер придумал себе эпитафию: «Он любил и страдал». А что он любил и от чего страдал?

(Любил он деньги , а страдал от их недостатка.)

 Назовите французского писателя, автора романа « Деньг и».

 Назовите фамилию Джеймса Хедли, английского писателя, который утверждал, что «Без денег ты мёртв».

 Герой какого произведения Сент-Экзюпери украшал купюру в 50 франков ?

 Назовите писательницу, чей портрет был изображён на шведских банкнотах достоинством в 20 крон?

 На денежной купюре какой страны был изображён мальчик, летящий на гусе?

 К 200-летнему юбилею Виктора Гюго французы выпустили золотую монету в 20 евро. На реверсе — юбиляр; на аверсе — этот герой «Отверженных» и вид парижского квартала. Кто же этот герой?

 Назовите фамилию братьев с банкноты в 1000 немецких марок?

 Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?

а) Базилио и Алиса ; б) Пьеро и Мальвина;

в) Карабас Барабас; г) Директор банка.

 Какой литературный герой отдавал предпочтение монетам достоинством в 5 эре?

а) Том Сойер; б) Гекльберри Финн;

в) Карлсон ; г) Пеппи Длинный чулок.

(Когда скуповатый шалун что-то таскал из лавок на улицах Стокгольма, то оставлял взамен мелкую монету в 5 эре.)

 Как назывались лунные деньги в книге Николая Носова «Незнайка на Луне»?

а) Фантинги и сантики ; б) Фантики и бантики;

в) Фунтинги и стелинги; г) Фитинги и сантиминги.

 Назовите любимую монету попугая капитана Флинта.

в) Пистоль; г) Гинея.

 В каком романе Ф.М. Достоевского главная героиня кидает в огонь пачку денег ?

 С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки; б) С полтины;

в) С рубля; г) С пяти рублей.

 На блюдечке с какой каёмкой Остап Бендер мечтал получить деньги ?

а) Лиловой; б) Красной;

в) Зелёной; г) Голубой.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • Смагина Ольга Шарифьяновна
  • Написать
  • 1095
  • 01.05.2018

Номер материала: ДБ-1534776

  • 01.05.2018
  • 252
  • 01.05.2018
  • 79
  • 01.05.2018
  • 256
  • 01.05.2018
  • 258
  • 01.05.2018
  • 124
  • 01.05.2018
  • 231
  • 01.05.2018
  • 478
  • 01.05.2018
  • 794

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Деньги и их роль в жизни героев Н.В. Гоголя и в современном мире по произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души»

Номинация «Литературное творчество»

Известный американский бизнесмен Роберт Кийосаки, автор игры «Денежный поток», писал: «Первый урок, который мы обязаны выучить, заключается в том, что сами по себе деньги не являются злом. Это просто инструмент, как, например, карандаш. Карандаш можно использовать для написания прекрасного любовного письма или жалобы, из-за которой последует увольнение. Дело не в самом предмете, а в мотивации человека, держащего в руках карандаш или деньги».

В этом высказывании он затрагивает проблему денег как инструмента в руках человека для достижения определенных целей.

В наши дни эта проблема очень актуальна, потому что огромное количество людей, живущих за чертой бедности, не умеет приумножать заработанные средства, копейку превращать в рубль. Проще, конечно, ругать деньги, говорить, что от них все беды, и ничего не предпринимать для того, чтобы выбраться из нищеты. А вот начать свой маленький бизнес, падать и ошибаться, но идти вперед нелегко. Впрочем, каждый человек делает в жизни свой выбор, это его мир и его право.

В художественной литературе немало героев, в жизни которых деньги играют не последнюю роль. Например, Хлестаков, главный герой бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», каждый месяц получает от батюшки определенную сумму, а как он ими распоряжается, рассказывает его слуга Осип: «..батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка. Ей-Богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Как видим, имеющихся средств герою вполне хватило бы на безбедное существование, а при определенном усердии он мог бы добиться в жизни карьерного роста, достатка, но он, получив деньги, тут же тратит их на развлечения, дорогую одежду, вкусную еду, проигрывает в карты. Когда же деньги заканчиваются, продает последние штаны. А почему? Да потому, что он пустой человек, у него нет никакой цели в жизни. Кроме развлечений, его ничто не интересует. Деньги для него не добро и не зло, просто бумажки, помогающие прожигать жизнь.

Он не умеет управлять личными финансами, не
умеет контролировать свои расходы.

Оставшись без гроша, Хлестаков ничуть не раскаивается. «А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться!» — восклицает он.

Читать еще:  Как выращивать агаву в домашних условиях?

Герой мечтает: «А хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом», но бездействует, не задумывается о том, как поправить свое материальное положение.

И вот, казалось бы, ему улыбнулась удача: чиновники уездного города приняли его за ревизора и осыпали деньгами. И что же наш герой? Как он решил распорядиться неожиданно свалившимися на него финансами? «Ого! за тысячу перевалило. Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» — восклицает Хлестаков. И понятно, что он опять проиграет все до копейки и опять будет голодать в каком-нибудь уездном городишке.

В современном мире встречается немало таких людей: наследство, большой выигрыш неожиданно сваливаются им на голову, но они не умеют разумно тратить, управлять своими деньгами, а потому вскоре лишаются всего и остаются у разбитого корыта.

А вот Плюшкин, герой поэмы Гоголя «Мертвые души», относится к деньгам по-другому: он жаден до безобразия, каждая копейка у него на счету, но можно ли назвать его благополучным человеком?

Когда-то он был хорошим хозяином, «сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни…» Во всем был достаток. Плюшкин, как опытный коммерсант, умело руководил своим большим поместьем, в доме всегда было много гостей, его «приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством».

Что же случилось с героем? Как из человека он
превратился в паука?

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что деньги — это всего лишь средство для достижения своих целей, и, чтобы правильно воспользоваться ими, чтобы они принесли доход, необходимо усвоить уроки финансовой грамотности.

15 известнейших литературных героев и их неизвестные прототипы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Шерлок Холмс

Даже сам автор признал, что у Шерлока Холмса есть много общих черт с его наставником Джо Беллом. На страницах автобиографии можно было прочесть о том, что писатель часто вспоминал о своем преподавателе, говорил о его орлином профиле, пытливом уме и удивительной интуиции. По его словам, доктор мог превратить любое дело в точную систематизированную научную дисциплину.

Нередко доктор Белл пользовался дедуктивные методы дознания. Только по одному виду человека он мог рассказать о его привычках, о биографии и даже порою ставил диагноз. После выхода романа Конан Дойль вёл переписку с «прототипом» Холмса, и тот рассказал ему, что, возможно, именно так и сложилась бы его карьера, выбери он другой путь.

2. Джеймс Бонд

Литературная история Джеймса Бонда началась с серии книг, которые были написаны разведчиком Яном Флемингом. Первая книга серии – «Казино Рояль» — вышла в тираж в 1953 году, через несколько лет после того, как Флеминг был приставлен следить переметнувшимся из немецкой службы в английскую разведку принцем Бернардом. После долгих взаимных подозрений разведчики стали хорошими друзьями. Бонд перенял у принца Бернарда заказывать «Водку-мартини», при этом добавляя легендарное «Взболтать, а не размешивать».

3. Остап Бендер

Человек, ставший прототипом великого комбинатора из «12 стульев» Ильфа и Петрова в свои 80 лет ещё работал проводником на железной дороге в поезде по Москва-Ташкент. Урожденный одессит Остап Шор с нежных ногтей был склонен к авантюрам. Он представлялся то художником, то гроссмейстером по шахматам и даже выступал в качестве члена одной из антисоветских партий.

Только благодаря своей недюжинной фантазии Остапу Шору удалось вернуться из Москвы в Одессу, где он служил в уголовном розыске и вел борьбу с местным бандитизмом. Вероятно, отсюда и почтительное отношение Остапа Бендера к Уголовному кодексу.

4. Профессор Преображенский

У профессора Преображенского из известного булгаковского романа «Собачьего сердца» тоже был реальный прототип — французский хирург русского происхождения Самуил Абрамович Воронов. Этот человек в начале 20-го века произвёл настоящий фурор в Европе, пересаживая железы обезьяны человеку для омоложения организма. Первые операции эффект продемонстрировали просто поразительный: у пожилых пациентов наблюдалось возобновление половой жизни, улучшение памяти и зрения, легкость передвижений, а дети, отстающие в умственном развитии, обретали живость ума.

Лечение в Воронова прошли тысячи людей, а сам врач открыл собственный обезьяний питомник на Французской Ривьере. Но прошло совсем немного времени пациенты чудо-врача начинали чувствовать себя хуже. Появились слухи, что результат лечения всего лишь самовнушение, а Воронова назвали шарлатаном.

5. Питер Пен

Мальчика с прекрасной феей Динь-Динь миру и самому Джеймсу Барри – автору написанного произведения подарила чета Дэвис (Артуром и Сильвией). Прототипом для Питера Пена стал Майкл – один из их сыновей. Сказочный герой получил от реального мальчика не только возраст и характер, но и кошмары. А сам роман – посвящение брату автора – Дэвиду, скончавшемуся за сутки до своего 14-летия во время катания на коньках.

6. Дориан Грей

Досадно, но главный герой романа «Портрет Дориана Грея» существенно подпортил своему жизненному оригиналу репутацию. Джон Грей, который в молодости был протеже и близким другом Оскара Уайльда, был прекрасен, прочен и обладал внешностью 15-летнего мальчика. Но их счастливому союзу пришёл конец, когда об их связи стало известно журналистам. Разгневанный Грей обратился в суд, добился извинений от редакции газеты, но после этого его дружба с Уайльдом закончилась. Вскоре Джон Грей встретил Андре Раффаловича — поэта и выходца из России. Они приняли католичество, а через некоторое время Грей стал стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.

7. Алиса

История Алисы в Стране чудес началась в день прогулки Льюиса Кэролла с дочерьми ректора Оксфордского университета Генри Лиделла, в числе которых была и Алиса Лиделл. Кэррол придумывал историю на ходу по просьбе детей, но в следующие разы не забыл о ней, а стал сочинять продолжение. Спустя два года автор подарил Алисе рукопись, состоявшую из четырех глав, к которой была прикреплена фотография самой Алисы в семилетнем возрасте. Озаглавлена она была «Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне».

8. Карабас-Барабас

Как известно, Алексей Толстой, планировал только изложить «Пиноккио» Карло Коллодио русским языком, а получилось, что написал самостоятельную историю, в которой явно проведены аналогии с деятелями культуры того времени. Поскольку толстой не питал слабости театру Мейерхольда и его биомеханике, то именно директору этого театра и досталась роль Карабаса-Барабаса. Пародию можно угадать даже в имени: Карабас — это маркиз Карабас из сказки Перро, а Барабас — от итальянского слова мошенник — бараба. А вот не менее говорящая роль продавца пиявок Дуремара досталась помощнику Мейерхольда, который работа под псевдонимом Вольдемар Люсциниус.

9. Лолита

По воспоминаниям Брайана Бойда, биографа Владимира Набокова, когда писатель работал над своим скандальным романом «Лолита», он регулярно просматривал газетные рубрики, в которых публиковались сообщения об убийствах и насилии. Его внимание привлекла наделавшая шума история Салли Хорнер и Франка Ласалля, произошедшая в 1948 году: мужчина средних лет похитил 12-летнюю Салли Хорнер и держал её при себе почти 2 года, пока полиция не нашла её в обном из калифорнийских отелей. Ласалль, как и герой Набокова, выдавал девочку за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, 50-летний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»

10. Карлсон

История создания Карлсона – мифологизированная и невероятная. Литературоведы уверяют, что возможным прототипом этого забавного персонажа стал Герман Геринг. И хотя родственники Астрид Линдгрен эту версию опровергают, такие слухи и сегодня имеют место быть.

Астрид Линдгрен познакомилась с Герингом в 1920-е годы, когда он организовывал авиашоу в Швеции. В то время Геринг был как раз «в расцвете сил», известным летчиком-асом, мужчиной с харизмой и прекрасным аппетитом. Моторчик за спиной у Карлсона — интерпретация на тему лётного опыта Геринга.

Приверженцы этой версии отмечают, что некоторое время Астрид Линдгрен была ярой поклонницей национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне была напечатала в 1955 году, поэтому о прямой аналогии речь идти не могла. Тем не менее, не исключено, что харизматичный образ молодого Геринга оказал влияние на появление обаятельного Карлсона.

11. Одноногий Джон Сильвер

Роберт Льюис Стивенсон в романе «Остров сокровищ» изобразил своего друга Уильямса Хэнсли вовсе не критиком и поэтом, кем он и являлся по сути, а самым настоящим злодеем. В детские годы Уильям перенёс туберкулёз, и ему ампутировали ногу до колена. Перед тем, как книга появилась на прилавках магазинов Стивенсон сказал другу: «Я должен тебе признаться, Злой с виду, но добрый в глубине души Джон Сильвер был списан с тебя. Ты ведь не в обиде?»

12. Медвежонок Винни Пух

По одной из версий, известный на весь мир плюшевый медведь получил своё имя в честь любимой игрушки сына писателя Милна Кристофера Робина. Впрочем, как и все другие герои книги. Но на самом деле это имя от клички Виннипег – так звали медведицу, которая жила в лондонском зоопарке с 1915 по 1934 годы. У этой медведицы было множество ребятишек-поклонников, среди которых и Кристофер Робин.

13. Дин Мориарти и Сэл Парадайз

Несмотря на то, что главных героев в книге зовут Сэл и Дин, роман «В дороге» Джека Керуака сугубо автобиографический. Остается только догадываться, почему Керуак отказался от своего имени в самой известной книге для битников.

14. Дейзи Бьюкенен

В романе «Великий Гетсби» его автор Фрэнсис Скотт Фицджеральд глубоко и проникновенно описал Джиневру Кинг – свою первую любовь. Их роман длился с 1915 по 1917 годы. Но из-за разных социальных статусов они расстались, после чего Фицджеральд написал, что «бедные мальчики не должны даже думать о том, чтобы жениться на богатых девочках». Эта фраза вошла не только в книгу, но и в одноименный фильм. Джиневра Кинг стала и прототипом Изабель Бордж в «По ту сторону рая» и Джуди Джонс в «Зимних мечтах».

Специально для любителей засиживаться за чтением 9 книг, которые читаются на одном дыхании за ночь. Выбрав эти книги, точно не разочаруешься.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://pikabu.ru/story/problema_skuposti_skarednosti_v_khudozhestvennoy_literature_i_v_sovremennom_obshchestve_4861329
http://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/romany-o-teh-kto-dobilsya-bogatstva/
http://infourok.ru/literaturnie-dengi-viktorina-po-literature-2955454.html
http://xn--h1aahkxm.xn--p1ai/conf/articles/esse-dengi-i-ikh-rol-v-zhizni-geroev-n-v-gogolya-i-v-sovremennom-mire-po-proizvedeniyam-n-v-gogolya-/
http://kulturologia.ru/blogs/030715/25144/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector