Лучший сорт фаянса

Содержание

Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой? Какие бывают виды фарфора?

Фарфоровая посуда считается одной из самых благородных и праздничных. Однако, как и в случае с керамикой в целом, материалов из которых она изготавливается, существует несколько. О них, а также о различиях меду ними и фаянсом, с которым нередко сравнивают и путают фарфор, сегодня и пойдет речь.

Что есть фарфор?

Фарфор – это посуда из тончайшей, полупрозрачной керамики. Его легко можно опознать по бело-голубоватому оттенку, гладкой, непористой фактуре и высокой прочности. Получается фарфор обычно путем обжига изделий, произведенных из глины, полученной из мелкого порошка полевого шпата, кварца, каолина и других природных пород, содержащих кремний и алюминий.

Для придания глиняным изделиям большей прочности и устойчивости к воздействиям воды и различных кислот фруктов и растений фарфоровая посуда всегда покрывается тонким слоем глазури. Собственно, ее наличие и отличает глиняную посуду от керамической, а разница в составах основы и используемой глазури позволяет выделять несколько видов самого фарфора.

Твердый

Базовыми компонентами в составе твердого фарфора выступает каолин (белая глина высокого сорта), полевой шпат и белая слюда. В малых количествах к ним подмешивается кварц или кварцевый песок, но на свойства готового изделия в большей степени влияют именно основные ингредиенты. Чем больше в составе смеси будет содержаться каолина, тем тверже будет изделие.

Полученная после добавления всех компонентов смесь тщательно перемалывается в мельчайшую «муку», которая замешивается до получения массы, напоминающей тесто, способное удерживать форму. Изделия из нее производятся либо путем формовки или обработки на гончарном круге.

После задания формы полученное изделие обжигается дважды: сперва без глазури при температуре до 800°, а затем после покрытия ей – при 1500°С.

Глазурью выступает перемолотый шпат, придающий поверхности посуды приятную молочную матовость. За счет того, что основа и покрытие состоят из одинаковых веществ, при обжиге они образуют прочное соединение.

Твердый фарфор, как несложно догадаться, отличается высокой прочностью, твердостью поверхности, хорошей устойчивостью к жару и кислотам и тем самым знаменитым высоким звоном, который можно услышать при легком ударе.

Он бывает двух видов:

  • Европейский – по большей части состоит из белой глины, имеет более высокую температуру обжига, расписывается на последнем этапе.
  • Восточный – доля белой глины меньше и обжигается она не при столь высокой температуре, а еще расписывается до нанесения глазури.

Мягкий

В состав мягкого или, как его еще называют художественного, фарфора входит гораздо больше компонентов: кремень, селитра, песок, морская соль, сода, квасцы и алебастр – источник белого цвета. Перемолотые ингредиенты сплавляются воедино для получения стекловидного вещества с небольшой долей глины, а затем измельчаются в «муку», из которой в дальнейшем и формируется фарфоровая посуда или другие изделия. Глазурь производится из расплавленного прозрачного стекла.

Обжиг готовых изделий также осуществляется в 2 этапа, причем примерно при одинаковых температурах. Основы – при 1100-1500°, глазури – 1050-1100°С.

В сравнении с твердым, мягкий фарфор имеет меньшую устойчивость к высоким температурам, но большую прозрачность и более нежную белизну.

Мягкий фарфор бывает 3 видов:

  • французский – стекловидный, очень похож на китайский фарфор,
  • английский – содержит в составе жженую кость и каолин, поэтому имеет белый оттенок,
  • европейский – без каолина, поэтому по составу близок к обычному стеклу, расписывается перед вторым обжигом.

Костяной

Эта разновидность по характеристикам и внешнему виду представляет собой промежуточный вариант между двумя предыдущими. Помимо компонентов, входящих в состав основы твердого фарфора, в нее включен фосфат извести, полученный при сжигании кости, за счет которого плавление смеси идет легче. По большому счету, костяной – это тот же твердый фарфор, но чуть более легкий в обработке. Температура обжига – 1100-1500°С.

Глазурь для него практически такая же, как используется для покрытия мягкого фарфора, но с небольшим добавлением буры, обеспечивающей лучшее сплавление глазури с основой.

Изобретен и начал использоваться костяной фарфор в Англии, и других его видов не существует.

Фаянс

Фаянс похож на фарфор не только внешне, но и по составу, с одним отличием – количество глины в нем вплотную приближается к 85%. Температура обжига фаянсовой посуды – 1050-1280°С.

Основные различия между фаянсом и любой разновидностью фарфора заключаются в структуре смеси и прочности – она более пористая, поэтому плохо выдерживает удары и легко впитывает жидкости. В связи с последним фактом, фаянсовая посуда обязательно покрывается глазурью.

Как отличить фаянс от фарфора?

Практически со 100% вероятностью можно утверждать, что любая из кружек на вашей кухне – фаянсовая. Убедиться в этом можно по нескольким признакам:

  • Взгляните на ободок донышка, незакрытый глазурью. Ровный белый цвет, скорее всего, свидетельствует о фарфоровой основе.
  • Посмотрите через самый тонкий элемент посуды на просвет – фаянс не будет просвечивать.
  • Слегка постучите по посуде. Фарфор всегда отличает звенящий звук, фаянс – глухой.
  • Оцените соотношение веса и размера изделия – фаянс всегда выглядит более тяжелым, чем есть на самом деле.
  • Фаянсовая посуда нередко имеет склонность к старению – постепенному растрескиванию. Это не считается дефектом.
  • И последнее – основа фарфора всегда белая, в лучшем случае, с росписью под слоем эмали. Фаянс может быть любого цвета.

Фарфор и фаянс: такие разные грани керамики. Чем отличаются и как выбрать

Гончарное искусство – одно из самых древних ремесел на Земле. С момента зарождения и по сей день изделия из глины используются повседневно практически повсюду: в быту, технике, строительстве, на транспорте и многих других сферах жизни. С развитием прогресса ассортимент товаров и материал их изготовления существенно расширился. Фарфор, фаянс, майолика… Несведущему человеку легко запутаться. Как же отличить их друг от друга и что выбрать?

Чем отличается керамика от фарфора и фаянса

Ответить на вопрос об отличии фаянса от фарфора или керамики нам поможет короткий экскурс в историю появления этих материалов и их изготовления.

Немного истории

Если говорить простым языком, то керамика — это обожженная глина. Первые керамические предметы научились делать еще в глубокой древности, задолго до наступления нашей эры. Так, первые изделия из обожженной глины относят к 29-25 тысячелетиям до нашей эры. С развитием этого направления в глину стали добавлять разнообразные неорганические вещества и минеральные добавки. Но лишь в начале нашей эры изобрели более совершенные материалы — фаянс и фарфор. Они являются разновидностью керамики и отличаются друг от друга составом, условиями производства и характеристиками.

Производство фарфора, фаянса и керамики

Керамические изделия получают путем просеивания и смешивания глины с минеральными добавками и неорганическими соединениями, после чего обжигают при очень высоких температурах (до 1500 градусов Цельсия). В зависимости от количества добавок и температуры обжига различают тонкую и грубую керамики. У тонкой керамики черепок мелкозернистый или стекловидный, а у грубой — крупнозернистый. К числу первой относят фарфор, майолику, фаянс и другие виды, причем самыми популярными и дорогими из них считаются фаянс и фарфор. Грубая керамика — материалы, получаемые в процессе гончарного производства.

Фаянс и фарфор имеют схожее производство. Их изготавливают из одинаковых материалов, но взятых в разных пропорциях и обожженных в неодинаковых условиях. На первом этапе готовят и обрабатывают сырье, просеивают и фильтруют его. После этого масса выдерживается в прохладном помещении и повторно обрабатывается. На последующих этапах изделия формируют, сушат, обжигают в особых печах и украшают при помощи специальных красок и рельефного декора.

Фаянс — это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, а температура обжига составляет 1000–1300 градусов. Он применяется чаще всего для бытовых целей (например, у каждого в доме есть фаянсовая посуда). Фарфор содержит большее процентное соотношение глины и обжигается 2 раза — до нанесения глазури и после. При этом второй раз обжиг происходит при температуре около 1500 градусов. Используется он помимо бытовых в декоративных и научно-исследовательских целях (например, в лабораториях).

Как отличить фарфор от фаянса и керамики. 5 основных признаков

Отличить фарфор или фаянс от керамики труда не составит. Фарфоровая и фаянсовая посуда выглядит тонко, изящно и красиво, а керамика кажется более грубой и менее искусной. Куда труднее отличить фарфор от фаянса. Назовем основные отличия:

Читать еще:  Описание сорта сливы красная уральская

  • фарфор, даже покрытый глазурью, просвечивает в солнечных лучах, в то время как фаянс плотен и свет не пропускает;
  • на нижней части фарфоровой статуэтки или чашки обязательно есть шероховатости вследствие того, что донышко не покрывают глазурью, тогда как поверхность фаянса полностью гладкая и не имеет неровностей;
  • если слегка ударить по изделию из фарфора, оно издает длинный высокий звук наподобие хрустального звона, фаянс же издает резкий треск, похожий на звук разбитого стекла или глухой звук;
  • фаянс имеет низкие теплопроводные свойства, поэтому ручка фаянсовой чашки с горячим чаем всегда будет оставаться холодной, в то время как фарфоровая емкость нагреется;
  • несмотря на то, что фарфор не имеет пор, он намного легче фаянса.

Изделия из фарфора, фаянса и керамики

Керамика оказалась столь практичным материалом, что предметы из разных ее видов весьма обширны. Рассмотрим основные их группы из области декоративно-прикладного искусства.

За изделиями из фарфора скрывается многовековая история от героического изобретения рецептуры до открытия тончайших форм и чистейших красок для росписи. Благодаря труду талантливых мастеров со всего мира на свет родилась в первую очередь поражающая красотой и многообразием фарфоровая посуда. Это роскошные столовые сервизы для царского стола, изысканные чайные наборы и кофейные пары, завораживающие тонкостью рисунка тарелки, кувшины и многое другое.

Вторая группа изделий из фарфора представлена предметами интерьера. Это разнообразные вазы, вазоны, мебель, люстры, иконостасы и прочее. Это статуэтки и фарфоровые пласты.

Статуэтки пользовались успехом во все времена, ведь фарфористам в этом направлении удалось достичь небывалого мастерства. Разглядывая статуэтки, мы вместе с авторами переживаем бодрость молочника, начинающего новый день, радость резвящихся животных, любуемся красотой фарфоровых принцесс или размышляем о жизни при виде жанровых сцен.

Фарфоровые пласты представляют собой живописные картины, панно или вставки, которые никогда не выцветают и не растрескиваются. Яркие и искусно выполненные фарфоровые картины увековечат событие или станут дорогим подарком ценителю живописи.

Третья группа — это предметы быта. Это чернильницы, пресс-папки для бумаг, ножи для разрезания и другие письменные приборы, которые не только украсят помещение, но и принесут пользу в быту.

Изделия из фаянса также весьма разнообразны. Это и многочисленная фаянсовая посуда, и изящные статуэтки, и предметы для быта. Стоят они меньше, чем изделия из фарфора, но и прослужат много меньше фарфоровых собратьев. В уходе фаянс более привередлив (подробнее о свойствах фаянса далее).

Из керамики также делают вазы, кувшины, чайные пары, сахарницы и прочую посуду. Изделия из керамики более толстые и грубые и лучше всего подходят для изготовления крупной посуды или предметов быта.

Больше керамики, хорошей и разной!

Существует еще немало разновидностей керамики. Фаянс высшего сорта с наименьшим количеством примесей — это опак. Он белее традиционного фаянса и более прочен. Широко известно во всем мире искусство майолики — шикарной росписи на декоративных изделиях и отделочной плитке. Для лучшего распределения краски на поверхности используется высокопористая глина, обжигаемая при низких температурах, на которую наносится непрозрачная эмаль. Эта глина используется в качестве сырья и сама по себе не представляет ценности.

В отдельные виды керамики можно выделить так называемые твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор содержит больше каолина, иногда в него добавляется зола коровьих костей. Мягкий фарфор в действительности является таковым и более подвержен механическим повреждениям.

В целом же по сложности технологического процесса и стоимости виды керамики можно расположить в следующем порядке (от дешевых к дорогим): майолика — фаянс — опак — фарфор.

Фаянс или фарфор — что лучше купить

При выборе посуды неизменно возникает вопрос, отдать ли предпочтению фарфору или фаянсу. Ответить на него помогут характеристики этих материалов.

Преимущества фарфора таковы:

  • имеет превосходное качество, включая безупречную глазурованную поверхность;
  • устойчив к перепадам температур;
  • отличается утонченностью, разнообразием форм и великолепием декора;
  • выдерживает мытье в посудомоечной машине;
  • устойчив к агрессивным моющим средствам;
  • экологичен;
  • имеет низкую влагопоглощаемость (менее 0,2%);
  • срок службы регулярно используемых изделий превышает 50 лет.

Фаянс обладает такими характеристиками:

  • имеет хорошее качество;
  • из-за перепадов температур в нем могут появиться микротрещины, при попадании в них окрашивающих веществ (кофе, чая) остаются несмываемые следы;
  • изделия многообразны, изящны и красивы, но не отличаются такой белизной и тонкостью стенок, как у фарфора;
  • покрытие фаянса может пострадать от мытья в горячей воде и в посудомоечной машине;
  • имеет относительно невысокую влагопоглощаемость на уровне 9-12% (намного больше, чем у фарфора, что означает и больший риск появления трещин и сколов);
  • срок службы регулярно используемых изделий составляет около 20-25 лет;
  • стоит намного дешевле фарфора.

Как мы видим, фарфор превосходит фаянс по многим свойствам. Фарфоровая посуда более долговечна, практична и изящна, но и стоит она дороже. Однако последнее не относится к раритетным изделиям. Антикварный фаянс может стоить больше или наравне со старинным фарфором. Здесь многое зависит от редкости, возраста предмета, известности его автора и других моментов.

Приобрести антикварный фарфор, фаянс или керамику можно в нашей галерее. Мы собрали для вас коллекцию лучших заводов и мастеров прошлых веков. Фарфор знаменитой фабрики Попова или Гарднера, царские сервизы ИФЗ, редкие изделия завода Батенина и многих других фарфоровых предприятий представлены в нашем каталоге. Для заказа перейдите на страницу понравившегося товара и ознакомьтесь с условиями продажи.

Характеристики и отличительные особенности фаянса

Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора? Этот вопрос на фоне распространенности фаянса достаточно часто возникает у непрофессионалов. Ведь действительно разобраться в посуде сложно, а верить продавцам «на слово» бывает опасно. Учитывая этот факт, стоит заметить, что большинство современной посуды — это и есть фаянс.

История возникновения

Изделия из фаянса существовали еще во времена Древнего Египта и Месопотамии. Такая посуда немного отличалась от привычной, а причиной всему был состав. Компоненты, которые в древности использовали для изготовления посуды, были весьма примитивными, да и сам процесс был далёк от совершенства.

Фаянсовый сервиз «Земляника»

Спустя несколько веков, в Италии появилась посуда, которая по своей сути и была фаянсом. Изделия из керамики получили характерное название в аналогии с городом, в черте которого и было открыто производство.

Многие годы ученые из Англии и Франции пытались разгадать загадку китайского фарфора. Они смешивали между собой различные ингредиенты, желая добиться прозрачности и легкости. Но труды лучших умов Европы ознаменовались тем, что в попытке угнаться за китайским чудом (а именно так и называли фарфор), мастера довели до совершенства производство фаянса.

В те времена фаянс называли мягким фарфором, стараясь всячески подчеркнуть сходство посуды с китайскими сервизами.

Фаянсовые изделия в России появились намного позже — примерно в XVIII веке. Долгое время Российская империя закупала фаянс в лучших мастерских Англии и Франции. Позже на территории нашей страны появилась мастерская Гребенщикова. Фаянсовая посуда работы лучших мастеров отличалась высоким качеством. Она имела определенное сходство с фарфором по причине того, что проходила обжиг при высоких температурах.

Но все же это был фаянс, а не фарфор. На стенки посуды наносились причудливые узоры и характерный орнамент. Большой популярностью пользовались и статуэтки из фаянса.

В мастерской Гребенщикова рисунок наносили на поверхность предмета, который еще не прошел обжиг. Такая посуда считалась фаянсом высокого качества и мало чем отличалась от фарфора. Стенки посуды были достаточно тонкими и равномерными, но при этом свет они все равно не пропускали. Причиной всему пористая структура материала — из-за нее фаянс не пропускает свет и впитывает влагу.

Фаянсовые изделия пережили многое, но в силу доступности и легкости производства такая посуда не была признана большевиками, пережитком буржуазии, в отличие от фарфоровых изделий. В то время как изделия из фарфора уничтожались коммунистами, производство фаянса было поставлено на поток.

А есть ли разница?

Что такое фаянс и фарфор и в чем их различия можно понять, изучив механизм производства посуды.

  • керамика — это посуда из глины, которая не подверглась термическому обжигу;
  • фаянсовая посуда — это изделия, которые подвергались обжигу один раз и температура при этом была не столь высока, как при обжиге фарфора;
  • фарфор — изготавливают из белой глины, посуда проходит два этапа термической обработке при высоких температурах.

1) Как правило, керамику не покрывают эмалью, на ее поверхности могут находиться узоры, но нередко они наносятся на глазурь. Керамика имеет характерный цвет.

2) Фаянсовые изделия подвергают термической обработке один раз. На поверхность наносят глазурь или эмаль плотным слоем. Стенки таких чашек и кружек толстые, при постукивании по ним можно услышать глухой, низкий звук, что считается отличительной чертой фаянса.

Такие материал имеет пористую структуру, в результате чего его характеристики значительно уступают характеристикам фарфора.

  1. Способен впитывать воду.
  2. С годами поверхность изделий покрывается мелкими трещинками.
  3. Плохо переносит высокие температуры.
  4. Стенки толстые и покрыты глазурью в несколько слоев.
  5. Подвергается обжигу один раз.
  6. Не пропускает свет.

Наличие пор в структуре приводит к тому, что со временем изделие способно покрыться сеткой мелкой травин (паутинкой).

Читать еще:  Какие культуры выращивают в калининградской области?

Поскольку стенки посуды толстые, их покрывают несколькими слоями глазури. Это делают для того, чтобы скрыть неровности.

Посуду подвергают обжигу один раз. Фаянс ставят в печь, глазурь наносят уже позже, в результате чего на донышке глазурь присутствует. Но даже если предприимчивые продавцы прошлись по ободу наждачкой, то можно заметить пористую структуру материала, из которого изготовлена посуда.

Одной из главных и основных особенностей фаянса считается то, что он не пропускает свет, в отличие от фарфора. Проверить это легко, стоит поднести кружку или чашку к солнцу.

Учитывая все минусы и плюсы, стоит отметить, что посуду из фаянса используют в кафе и ресторанах быстрого питания. А более дорогая посуда из фарфора используется в престижных отелях и ресторанах. Причиной не только престиж и стоимость, но и то, что фарфор считается более гигиеничным по своим свойствам.

Фаянсовая посуда плохо переносит перепады температур. По этой причине ухаживать за ней стоит особым образом. Необходимо мыть изделия в теплой воде, ополаскивать в холодной. Избегать контакта с горячей водой, и беречь от перепада температур. В противном случае посуда быстро придет в негодность, покроется трещинами, а глазурь с нее облезет.

3) Фарфоровый сервиз распознать несложно. Стенки его тонкие и прозрачные, структура материала плотная. При постукивании по стенкам чашек можно услышать звонкий, громкий звук. Фарфор обжигают при высоких температурах, при этом делают это дважды: один раз до нанесения глазури на поверхность изделия, а другой раз — после нанесения глазури на изделие.

  1. Статуэтки, чашки и тарелки из этого материала легкие и прочные.
  2. Стенки посуды тонкие и прозрачные.
  3. Поверхность тарелок и чашек ровная (можно проверить при помощи луча солнца).
  4. Имеет ободок на донышке без глазури.
  5. На изломе поверхность гладкая и плотная.
  6. Хорошо переносит высокие температуры.
  7. Не впитывает воду.

Учитывая все характеристики посуды из фарфора, стоит отметить, что она всегда имеет белый цвет. В материал не добавляют красителей, поскольку красители могут изменить характеристики посуды сделать ее более хрупкой.

Еще один факт — это отсутствие глазури на ободке. Поскольку изделие подвергается обжигу дважды, глазурь не наносят на дно посуды: причина в том, что глазурь может расплавиться.

Поскольку структура фарфора плотная, он легче, чем фаянс, структура которого пористая.

Из чего производят?

Из чего производят фаянс:

  • массу делают из глины;
  • в смесь добавляют кварц, кремний, известь, полевой шпат.

В зависимости от материалов, которые входят в состав массы, различают несколько разновидностей фаянса. Компоненты, которые входят в состав массы, влияют на хрупкость, прочность, водопроницаемость и другие характеристики посуды и статуэток.

Также от состава массы зависит температура, при которой она будет обжигаться, чем выше температура, тем лучше качество изделий.

Чашки и тарелки из фаянса не стоит ставить на горячую печь и тем более разорвать в них пищу. Тарелка просто лопнет в процессе подогревания пищи.

По причине того, что фаянсовая посуда имеет схожую форму, ее легко хранить. Тарелки составляют в стопки, размещают на кухне, экономя тем самым пространство.

Из чего делают фарфор:

  1. Содержит каолин (в процентном соотношении от 47 до 63).
  2. Неорганические соединения.
  3. Минеральные добавки.
  4. Кварц.
  5. Полевой шпат.
  6. Пластичная и белая глина.

Материал отличается низким весом, прозрачностью и стойкостью к высоким температурам. Можно мыть тарелки и чашки в горячей воде, ополаскивать холодной. При этом посуда не потеряет свой блеск и цвет. Масса для изготовления посуды белая, плотная, ее относят к непористой керамике. Особого ухода такие изделия не требуют — их моют при помощи химических средств, обтирают и высушивают. Посуда хорошо переносит высокие температуры и не портиться на протяжении долгого времени.

Правила покупки

Есть несколько фирм, которые занимаются производством посуды из фаянса. Их продукция отличается высоким качеством. Естественно, что приобрести такую посуду на рынке или в супермаркете практически невозможно, но есть фирменные магазины, которые занимаются продажей фаянса из Франции и Германии.

Если тарелки и чашки нужны для повседневного обихода, а не для праздника, то фаянс — это идеальное решение проблемы. В силу невысокой стоимости приобрести тарелки и чашки можно по доступной цене.

Выбирая изделие, стоит обратить внимание на его качество — от сомнительной покупки стоит отказаться, поскольку в составе материала могут находиться токсичные краски. Токсины способны проникнуть в организм человека и вызвать тяжелое отравление.

Фаянс — это пористая керамика, которая пользуется спросом. При этом потребность в посуде постоянно растет. Сегодня на рынке можно найти большое количество фаянса, который отличается высоким качеством. Спрос на такие изделия велик, поскольку они отличаются высоким качеством. По стоимости фаянс уступает фарфору, но некоторые изделия можно смело приравнять к произведениям искусства. Они легко украсят любой стол и станут прекрасным дополнением вкусных блюд.

История русского и европейского фаянса

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить широкий выбор великолепной посуды по приемлемой цене. Внешне она выглядит очень изящно и тонко, кажется, что это фарфор. Но это не так. В большинстве случаев это фаянсовые изделия. Они привлекают всё больше хозяек, потому что они украшают стол и стоят относительно дёшево. А если такая посуда разобьётся, то принесёт меньше потерь, чем дорогая, фарфоровая. Что же такое фаянс? Как его изготавливают? Какие его преимущества? В статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.

Фаянс — это керамика, покрытая прозрачной или непрозрачной глазурью. Его состав содержит те же компоненты, что и фарфор: каолин, кварц, полевой шпат. Однако пропорция у них разная.

Материал бывает четырёх видов: твёрдый, мягкий, полевошпатный, известковый. Первый, кстати, применяют именно для изготовления посуды.

Высшим сортом фаянса считается опак.

Благодаря особой технологии обжига и высокому содержанию глины, посуда из фаянса имеет мелкопористую структуру, а это значительно повышает качество готового изделия. Однако существуют и недостатки такой посуды. Со временем на поверхности появляются микротрещины, что в будущем приводит к её разрушению.
Но всё же посуда из фаянса — это красивая, яркая гамма цветов, плавность форм и утончённость линий. Чего часто не хватает в фарфоре. Почему же так? Многогранность цветов возможна в фаянсовой посуде благодаря низкой температуре обжига. Именно из-за этого на изделиях из керамики можно видеть сочные цвета и разнообразие росписей.

История гласит, что фаянсовые изделия были ещё со времён Древнего Египта и Месопотамии. Конечно, они не походили на сегодняшние. Потому что состав и технология изготовления совершенно отличались от современных.
Первой страной, создавшей качественную посуду из этого материала, была Италия. В XVI веке, в итальянском городе Фаэнца впервые изобрели предметы из фаянса, которые по своим характеристикам такие же хорошие, как и современные.

Европейский фаянс

Многим известно, что в Европе всячески пытались воссоздать китайский фарфор, славившийся своей прозрачностью и хрупкостью. Методом проб и ошибок мастера делали различные смеси, чтобы найти секрет высококлассного фарфора. Однако у них получился фаянс. Они создавали фаянсовые вазы, статуэтки, чашки, тарелки и прочее, называя сорт материала мягким фарфором. Выглядело действительно похоже, ведь изделия покрывались белой глазурью и наносилась традиционная китайская роспись. Но, как только эту посуду брали в руки, сразу понимали, что это не фарфор. Фаянсовая посуда была тяжелее, имела толстые стенки, не имела характерного звука при лёгком ударе палочкой. А из-за толщины стенок маленькие кружечки и чашечки вообще не удавалось создать.

Спустя время мастера начали изготавливать красивую глиняную посуду и стали называть её фаянсовой. Эти керамические изделия были безумно яркими, с разноцветной глазурью, с различными украшениями. Сейчас дизайн скромнее, но всё же встречаются необычные модели сервизов.

Российский фаянс

Появилась керамическая посуда в России в XVII веке. Тогда, правда, изделия были выполнены из майолики, которая очень напоминала фаянс. Производство быстро развивалось и уже в XVIII веке петербургские мануфактуры делали посуду высокого спроса.
В XIX веке на прилавках магазинов встречались в основном белые изделия. Другим направлением была полуфаянсовая посуда с синей росписью. Ее создавали гжельские мануфактуры и продавали на ярмарках.

Впоследствии на посуду из материала начали наносить изображения. Первыми это придумали мастера на фабрике товарищества Кузнецова. Они использовали опак, высший сорта фаянса, украшали его всевозможными рельефами, рисунками и цветной глазурью. Именно этот советский фаянс получил большой спрос у обычных жителей страны. Изделия отличались дешевизной при высоком качестве в художественном оформлении. Позже предприятие переименовывали два раза: сперва в «Завод имени М. И. Калинина», а потом в «Конаковский фаянсовый завод».

Конаковский фаянс

Это одно из первых предприятий по изготовлению посуды, основанное в 1809 году в г. Конаково Тверской области.

Дела этой фабрики сразу пошли вверх. Она славилась совокупностью интересных, красивых форм, высоким качеством и небольшой стоимостью продукции. Однако вскоре фабрику выкупил аптекарь и предприниматель А. Я. Ауэрбах. И всё было хорошо, предприятие расширяло масштабы, брало заказы у императорского дворца. Но, когда владелец скончался, наследники не смогли удержать завод на плаву и дела пошли на спад.

В 1870 году завод выкупил Матвей Кузнецов, который не побоялся взять все долги и ответственность на себя. К слову, на тот момент у него уже была своя небольшая фарфоровая фабрика. В 1889 году завод вошёл в “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова”. Это общество быстро расширялось. Керамические материалы применяли в совершенно разных сферах: сантехника, предметы интерьера, блюда, чайники и тарелки, и целые сервизы.
После революции и прихода советской власти все фабрики, включая эту, были национализированы.
8 сентября 1923 года переименовали и дали имя М. И. Калинина. А в 1929 году — в Конаковский фарфоровый завод.

Читать еще:  Какие овощи можно выращивать дома на подоконнике?

Сегодня предприятие полностью заброшено и признано банкротом.

Работает только компания “Конаковский Фаянс” на базе художественной лаборатории.

Но, несмотря на всё это, фаянс из Конаково считается одним из лучших. Он очень разнообразен, подходил под любой дом, любой интерьер. Ассортимент насчитывал сотни предметов, что всего и не перечислить.

Семикаракорский фаянс

Впервые эти изделия свет увидел в 1972 году, когда открылся цех в г. Семикаракорске в Ростовской области. Открыл это дело Н. С. Арабский. Он принял решение расширить обычную гончарную мастерскую в керамических цех, где сперва изготавливались обычные тарелки с самой примитивной росписью.

Далее цех начал искать собственный стиль и изюминку. Началось всё с майолики. Этот материал они покрывали плотной глазурью разных цветов, наносили рельефы разной тематики. Арабский понимал, что ему нужны лучшие работники, поэтому пригласил Людмилу Алдошину и Александра Казанкова работать вместе для создания качественных изделий. По образованию они художники, их желанием было изобрести что-то новое в области росписи, что характеризовало бы именно Семикаракорский советский фаянс. Они плодотворно работали, изучали все возможные мотивы, народное искусство Ростовской области. На помощь пришли и другие художники, которые стали работать вместе.

В итоге пришли к выводу, что стоит расписывать изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Этот приём раньше нигде не использовался. Директору понравилась идея, вскоре он открыл участок ангобной росписи, руководителем которого назначил В. Ткача.
Семикаракорский фаянс славился яркой, многогранной росписью, включающей в себя сюжеты из жизни казаков Ростова-на-Дону, а также всем известные орнаменты в виде букетов, где обязательно присутствовал центральный цветок.

Как делают фаянсовую посуду?

В качестве сырья используют беложгущуюся глину, каолин и кварцевый песок, при этом глины всегда больше.

Технология изготовления

Все ингредиенты перемешивают до однородной массы. Стоит отметить, что изделия создают двумя методами.

Метод заливки:

  • Готовую смесь наливают в специальные гипсовые формы;
  • И оставляют там примерно на сутки;
  • Затем снимается слепок, после чего можно увидеть готовое изделие.

Метод формирования:

  • Из смеси нарезают заготовки нужного размера;
  • Далее их кладут в формы и начинают быстро вращать. Это позволяет составу равномерно распределиться и получается будущее изделие.

Независимо от того, какой метод выбран, на будущей чашке или тарелке выравнивают края, затирают стыки, создают гладкую поверхность.
Следующим шагом высушивают посуду. Для этого ее ставят в сушильную камеру на сутки при температуре 50 градусов. Влага полностью испаряется, изделие становится меньшего размера и приобретает белый цвет.
После производят обжиг. В отличие от фарфора, для фаянса используют температуру не более 1200 градусов.
Далее посуду декорируют, окунают в белую глазурь. Для второго обжига ставят в печь при температуре не выше 1000 градусов.
После этой процедуры глазурь становится прозрачной, краски ярче, а посуда более прочной.

Как ухаживать за изделиями

Фаянс — это прихотливый материал, который требует особого ухода. Первое, что нужно помнить — это то, что фаянсовую посуду, как и фарфоровую, следует мыть мягкой губкой в слегка тёплой воде мылом, а ополаскивать холодной. Мыть рекомендуется вручную.
Чашки, блюдца, тарелки из фаянса нельзя ставить возле горячей плиты, потому что от горячего воздуха глазурь начинает трескаться. По той же причине нельзя ставить фаянсовую посуду в микроволновую печь.
После мытья необходимо сразу вытереть посуду полотенцем или бумажной салфеткой насухо.
Чтобы края чашек не повредились, их не ставят друг на друга. А между тарелками можно проложить белую бумагу для лучшего сохранения.

Эти простые, но такие нужные правила помогут наслаждаться превосходным внешним видом фаянса долгие годы.

Фарфор и фаянс: различия и сходство

Фаянс и фарфор – родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и полевого шпата. Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок мела и доломита.

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции.

Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.

Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей каолина, подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс.

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.

При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы.

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.

Технологические параметры:

  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.

Художественные особенности:

  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.

Ценовые качества:

  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

Источники:

http://mayerboch.com/articles/kak-otlichit-farforovuyu-posudu-ot-fayansovoy/
http://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otlichit-farfor-fayans/
http://dedpodaril.com/interesno/chto-takoe-fayans.html
http://posudaa.ru/istoriya/russkogo-i-evropejskogo-fayansa
http://finesell.ru/polezno-znat/farfor-fajans-razlichija.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector