Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Содержание

Родина пшеницы: откуда взялась пшеница на Земле

Пшеница на протяжении многих веков определяла продовольственную безопасность целых государств. По сей день это основной продукт питания миллионов людей. Откуда к нам пришла эта культура и как давно захватила продовольственный рынок планеты? О происхождении пшеницы на Земле читайте в нашей статье.

Как появилась и откуда родом пшеница

История пшеницы берет начало из ближневосточного региона, известного как Плодородный полумесяц. Он охватывает современный Израиль, Ирак, Палестину, Сирию, Ливан, Египет, Иорданию, окраины Турции и Ирана. Именно там в 12 тыс. до н. э. первобытные люди начали употреблять в пищу дикое растение, ставшее родоначальником современной пшеницы.

Дикорастущий злак осыпался сразу после созревания, к тому же зерно плохо очищалось от оболочки, что делало его обработку трудозатратной.

Древние земледельцы постепенно одомашнивали культуру, отбирая лучшие семена. Самые ранние археологические находки злака датируются 10 тыс. до н. э. Они были найдены в Каракадагском горном районе современной юго-восточной Турции.

Из археологических материалов, оставленных кочевниками в Западной Азии, исследователи узнали, что люди, научившись использовать зерна, постепенно перешли от охоты на животных к сбору семян для еды.

Справка. Пшеница полностью изменила образ жизни первобытного человека, предопределив переход от охоты и собирательства к земледелию. Это произошло около 9 тыс. лет назад и получило название неолитической революции.

Древние земледельцы сушили, молотили зерна, варили на медленном огне и готовили лепешки. Первоначально зерна поедали в сыром виде, после стали растирать их камнями, получая грубую муку, из которой варили своеобразную кашу. Такой примитивный вид обработки – прообраз изготовления муки и выпекания хлеба.

В первобытном виде хлеб представлял собой кашицу из полусырых семян. Такие лепешки встречаются у народов Африки и в некоторых азиатских селениях.

В течение многих столетий земледельцы продолжали делать со своих полей выборки семян, показавшие лучшие признаки – легкость сбора, урожайность, устойчивость к погодным условиям, – и новая пшеница начала доминировать.

Мягкая

Центром происхождения мягких сортов пшеницы (Triticum aestivum) считается южная часть современной Турции. Самые ранние находки датируются 7 тыс. до н. э. Этот вид злаковой культуры – результат перекрестного опыления древних форм пшеницы и диких трав. Гибрид сразу показал хорошую урожайность, чем привлек внимание ранних земледельцев.

Сегодня на долю мягкой пшеницы приходится более 90% мировых посевов.

Твердая

Район происхождения твердой пшеницы (Triticum durum) точно не установлен. Ее родиной ученые преимущественно называют Средиземноморский регион, поскольку именно здесь обнаружено исключительное разнообразие ее разновидностей и сортов.

Введение этого злака в сельское хозяйство произошло в 4–3 тыс. до н. э. В мировом объеме производства пшеницы доля твердых сортов составляет около 5%.

Яровая и озимая

Озимая и яровая культуры представлены как мягкими, так и твердыми сортами.

Наши предки, проживающие в регионах с мягкими зимами и высоким снежным покровом, обнаружили выгоду посадки пшеницы осенью. Преимущества такого метода в том, что можно использовать для роста влагу, полученную в результате таяния снега, и добиться более ранних сроков созревания по сравнению с весенней посадкой.

На протяжении столетий методами народной селекции выводились озимые сорта хлебного злака, отбирались наиболее морозоустойчивые и способные противостоять резкой смене погодных условий. Так появилась озимая пшеница.

Первое сообщение о возделывании в России озимой злаковой культуры на Кавказе датируется серединой XIX столетия. Сначала из-за низкой устойчивости к морозам озимых сортов в России большее распространение получили яровые формы твердой пшеницы. Сегодня выведены и выращиваются по большей части озимые сорта.

До наступления зимней стужи озимые успевают прорасти и хорошо укорениться, а с приходом весны продолжают жизненный цикл, созревая раньше, чем яровые.

В тех регионах, где озимые не повреждаются морозами, им обычно отдают предпочтение как значительно более урожайным.

Посевы яровых сортов преобладают в северо-восточных районах России.

Главные различия яровой и озимой культур:

  1. Озимые сорта сеют в начале осени, яровые – в середине весны.
  2. Озимая намного превосходит яровую по урожайности, но уступает по пекарским свойствам.
  3. Яровая интенсивнее усваивает из почвы питательные вещества и устойчива к засухам.
  4. Озимая хорошо противостоит резкой смене погодных условий, но более требовательна к качеству почвы.

Пшеница на Руси

Славяне, испокон веков населявшие территорию современной России, занимались главным образом земледелием. Основными возделываемыми зерновыми были:

  • пшеница – большей частью на юге;
  • рожь – на севере;
  • ячмень – на самом севере земледельческой зоны, в суровых климатических условиях.

Когда стали выращивать

На Руси пшеница появилась в V веке до н. э. Это один из самых первых злаков, которые выращивали индоевропейцы, том числе славяне. Наши предки позаимствовали ее у готов, живших на юге Восточной Европы. Слово «хлеб» происходит от готского Hlaifs.

Пшеница стала одной из первых культур, выращиваемых славянами. Она упоминается в самых ранних памятниках письменности. А вот рожь появилась на наших землях только в XI-XII вв. Об этом свидетельствуют записи Нестора-летописца и материалы археологических раскопок в Новгороде. Однако благодаря устойчивости к неблагоприятному северному климату рожь очень быстро распространилась на территории нынешней России. Впрочем, в южных районах неизменно господствовала пшеница.

Какие выращивались виды

Славяне выращивали совсем не ту пшеницу, к которой мы привыкли сегодня. Сеяли один из ее древних видов – полбу. Это полудикая злаковая культура, родственница твердой пшеницы. Ее называют «двузернянкой». Зерно полбы покрыто несколькими слоями пленки.

Целые зерна полбы, дробленые и перетертые чаще варили. Отсюда и произошло русское название «пшеница» – от старославянского корня *рьšеnъ – «пихать», «толочь», «тереть». В древнерусских памятниках письменности XI столетия это слово встречается часто.

Сегодня во всем мире возрождается интерес к этой древней культуре. Высокое содержание клетчатки наряду с небольшим количеством глютена делает доисторическую пшеницу идеальным продуктом для здорового и гипоаллергенного питания.

Распространение культуры по другим регионам

Неолитическая революция быстро продвигала пшеницу за пределы ее родины.

Распространение окультуренного хлебного злака из региона Плодородного полумесяца произошло уже в 9 тыс. до н. э., когда он появился в районе Эгейского моря.

В Индию пшеница пришла около 6 тыс. до н. э., а в Эфиопию, на Пиренейский полуостров, Британские острова и Скандинавию – не позже 5 тыс. до н. э.

Тогда же это растение стало известно в Северной Греции, Македонии и Северной Месопотамии. Приблизительно через 1000 лет пшеница достигла Китая.

На территории нынешней Восточной Европы она появилась к 6 тыс. н. э.

Некоторые ученые полагают, что одомашнивание зерновой культуры происходило в разных регионах приблизительно в одно и то же время, но факты это опровергают. Археологические доказательства ее раннего одомашнивания отсутствуют где-либо, кроме ближневосточного региона.

К началу нашей эры культура распространилась по всей территории Азии и Африки, а в период завоеваний римлян ее начали выращивать в разных местах Европы.

В Южную, а после и в Северную Америку злак завезли в XVI-XVII веках европейские колонисты и только в XVIII-XIX столетиях – в Канаду и Австралию. Так пшеница распространилась по всей планете.

Справка. Стародавние сорта пшеницы, выведенные на территории России, широко распространились и стали исходным материалом при выведении ряда сортов в других странах. Многие озимые сорта, вывезенные из нашей страны, и до настоящего времени сохранили в США русские названия: Харьковская, Белоглина, Одесская, Крымка.

Дикий предок пшеницы

Происхождение злака можно проследить, начиная от дикой травы семейства Triticeae, которая появилась 75 тыс. лет назад. Эта трава – древнейший предок пшеницы.

Самая ранняя собранная пшеница была дикорастущей полбой в восточном Средиземноморье, возраст которой – около 12 тыс. лет.

Семена растения первобытным людям пришлись по вкусу, их начали использовать в пищу. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что в 10 тыс. до н. э. наши предки уже культивировали прапшеницу. Колосья у древнего злака были ломкие, а зерна мелкие и легко осыпались сразу же после созревания, так что собрать их было невозможно. Поэтому людям приходилось использовать в пищу незрелые зерна, не дожидаясь их осыпания.

На протяжении тысячелетий древние земледельцы культивировали и отбирали зерна диких трав, одомашнивая злак. Окультуривание проходило очень медленно: по оценкам археологов, около 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена.

Выращивание, повторный сбор, отбор и посев семян диких трав привели к созданию новых сортов, зерна которых стали крупнее, устойчивее к осыпанию и гораздо более удобными в сборе и дальнейшей обработке. Зерна культурной пшеницы в колосе крепко держатся до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте.

Из-за такой прочности колоса одомашненная пшеница утратила способность размножаться без помощи людей. Ее повсеместное распространение – дело рук человека.

Заключение

Происхождение хлебной культуры можно проследить на десятки тысячелетий назад с точностью до нескольких десятков километров. Люди помогли ей завоевать планету, и сегодня ни один злак не имеет столько видов и сортов, как пшеница. Но, невзирая на это многообразие, ее первобытные сорта и сегодня пользуются большой популярностью у сторонников здорового питания.

Важнейшие для человечества зерновые культуры.

Среди культурных растений пшеница занимает особое место как древнейшее и наиболее значимое в хозяйственном отношении. Введенная в культуру в глубокой древности, пшеница сейчас служит основным поставщиком растительного белка для большей части человечества. Ее мировая площадь уже превысила 235 млн га.

Выделяют более 20 видов пшениц. Однако в мировой земледельческой практике наибольшее распространение получили лишь два – мягкая, на долю которой приходится более 85 % мировой площади пшеницы, и твердая – с удельным весом около 10 %.

Большинство видов пшениц вышло из обширного района Передней и Средней Азии и Средиземноморья (Жуковский). Насчитывают не менее шести первичных очагов-колыбелей пшеницы, территориально удаленных друг от друга. В процессе многовекового естественного и искусственного отборов сформировалось множество экотипов пшеницы, что и обусловливает в целом ее широкую экологическую приспособленность. Как сельскохозяйственное растение пшеница родилась в поймах рек. Но лучшие свои вкусовые качества и питательные свойства она приобрела в степных районах, которые и стали основным местом произрастания пшеницы. В сельскохозяйственной практике встречаются яровые, озимые и промежуточные формы.

Пшеница: 1 — остистая, сорт Цезиум; 2 — остистая, Меляпопус 69; 3 — остистая, Одесская 3; 4 — безостая , Лютесценс; 5 — безостая, Мильтурум 553. 6 — рожь, сорт Вятка. 7 — ячмень, сорт Винер. 8 — овес, сорт Победа. 9 — просо, сорт Саратовское 850. Рис: 10 — безостый, сорт Узрос 269; 11 — остистый , сорт Дубовский 129.

Пшеница среди хлебных злаков наиболее требовательна к почвенным условиям. Богатые рыхлые почвы способствуют развитию мощной корневой системы. Хотя мочковатая корневая система пшеницы располагается в основном в пахотном слое, однако отдельные корни проникают на большую глубину, до 2 м и более. Корни пшеницы используют трещины материнской породы, червороины, ходы корней предшествующих культур. Глубокое проникновение корней обеспечивает лучшее водоснабжение растений.

Озимая пшеница предъявляет повышенные требования к предшественникам. Ее возделывают на большой территории с различными почвенно-климатическими условиями. Основное условие надежной ее перезимовки и получения высокого урожая – дружные и сильные всходы.

По мнению исследователей, ячмень лишь немногим уступает пшенице по давности введения в культуру. Это важнейшее продовольственное, кормовое и пивоваренного использования растение возделывается на всех континентах и занимает в мировом земледелии около 80 млн га.

У ячменя различают двурядные и шестирядные формы. Наиболее древними считаются двурядные. Однако в посевах большинства стран преобладают многорядные формы, как более урожайные. Ячмень – культура преимущественно пленчатая, голозерные формы встречаются в производстве редко (главным образом, в Юго-Западной Азии). Он всех других хлебных растений ячмень существенно отличается своей скороспелостью, что позволяет выращивать его даже за Полярным кругом.

Происхождение ячменя, по Н. И. Вавилову, связано с районами Передней Азии, включая Малую Азию, Сирию, Палестину, Северный Афганистан, Среднюю Азию. Можно говорить, учитывая широкое распространение ячменя на земном шаре, о большой приспособляемости его к различным почвенным условиям. Но в каждой природной зоне ячмень удается на почвах, которые по свойствам близки к почвам его родины.

Читать еще:  Наилучшие сорта капусты

Тяжелые почвы, избыточно переувлажненные, с плохими физическими свойствами не подходят для культуры ячменя. Он хуже приспосабливается к переувлажнению, чем пшеница и овес.

Как культурное растение рожь появилась намного позже пшеницы и ячменя – уже в бронзовом веке. Рожь посевная – единственный возделываемый вид. Мировая площадь этого хлебного злака около 20 млн га. Большая часть посевов сосредоточена в Евразии. Здесь находится и ее первичный очаг.

Культурная рожь произошла из сорно-полевой вследствие конкуренции между сорно-полевой рожью и пшеницей при совместном произрастании их в жестких условиях горного режима. Выдвинутая не столько искусственным, сколько естественным образом, рожь служит примером происхождения культурного растения из сорняка-сателлита (Жуковский). Этим и объясняются очень важные для земледельца экологические особенности ржи – ее нетребовательность к почвам и самая высокая среди хлебных злаков морозостойкость. Древний земледелец заметил эти ценные качества сорняка и умело воспользовался результатом естественного отбора.

В сельскохозяйственной практике известны две биологические группы ржи – яровая и озимая. В посевах преобладает озимая форма. Культура ржи отличается большой экологической приспособленностью к почвенным условиям. Рожь менее требовательна, чем другие злаки, к питательным элементам, дает хорошие результаты на малоплодородных почвах склонов, солонцеватых землях.

Рожь хорошо приспосабливается к почвам различного гранулометрического состава, от песчаных до глинистых. На песчаных почвах она более доходна, чем остальные злаки, и при необходимости выбора на песчаных почвах ржи отдается предпочтение. Приспосабливается рожь к различной влажности. Таким образом, рожь выделяется своей более широкой экологической приспособленностью к почвенным условиям, может возделываться на землях, которые не столь оптимальны для пшеницы.

Хорошую урожайность зерна дает озимая рожь даже при возделывании ее на одном и том же поле два года подряд.

Происхождение овса связывают с Переднеазиатским генетическим центром. Появился он в эпоху металлов. Исследователи этого рода считают, что посевной овес произошел от дикого овса, обильно засорявшего посевы полбяной (пленчатой) пшеницы. Вчистую культуру овес выдвинулся естественным отбором по мере продвижения полбы на север. Под действием естественного отбора овес приобрел широкую экологическую пластичность, использованную человеком.

Овес посевной – основной культурный вид овса на земном шаре. В его посевах (в мире более 30 млн га) явно преобладают пленчатые формы. Голозерные овсы (более требовательные к условиям произрастания) встречаются преимущественно в Юго-Западной Азии.

Овес приспосабливается к широкой гамме почв различных природных зон. Однако корни овса проникают в почву на меньшую глубину, чем корни других хлебов. В связи с этим он нуждается в хорошей увлажненности почв и даже не боится переувлажнения во второй период вегетации. Овес меньше чувствителен к кислотности, чем пшеница и ячмень, у него ниже потребность в питательных элементах.

Овес плохо удается при возделывании его два года подряд на одном и том же поле.

В современном мировом земледелии кукуруза по праву занимает одно из основных мест. Являясь растением универсального использования, наибольшее значение она приобрела в решении кормовой проблемы. Возделывается на всех континентах. Мировая площадь зерновой кукурузы находится в пределах 120 млн га, на значительных площадях ее возделывают как силосную культуру.

Кукуруза – аборигенное растение тропической и субтропической зон Америки. Происхождение сильно сказывается на ее природе. Это теплолюбивое и светолюбивое растение. Отличительнаяособенность кукурузы – мощная мочковатая многоярусная корневая система, основу которой составляют узловые корни, располагающиеся ярусами. Они способны проникать на глубину 2–4 м и распространяться в стороны до 1,5 м.

Главная, экологическая особенность кукурузы – высокая требовательность к влажности почвы в течение всего периода вегетации. Ее урожайность во многом определяется не самими свойствами почв, а уровнем увлажнения, что говорит о специфике экологических особенностей этой культуры.

Хотя кукуруза и теплолюбива, ареал ее возделывания на силос проникает в умеренный пояс.
В случае необходимости значительного насыщения севооборотов кукурузой ее можно выращивать несколько лет подряд на одном и том же поле. Высокие урожаи в этом случае получают при строгом соблюдении системы удобрения и всего агротехнического комплекса.

В мире культурных растений просо считают одним из самых древних возделываемых растений Евразии. Центром первичного формирования проса были районы Восточной и Центральной Азии, в частности Китая и Монголии, для которых просо, видимо, самая древняя пищевая злаковая культура.

Просо – один из наиболее полиморфных родов семейства злаковых в нем насчитывают около 500 видов. Среди них просо обыкновенное имеет самое широкое распространение в мировом земледелии (примерно 25 млн га). В сельскохозяйственной практике хорошо известны также и его ближайшие родственники – могар и чумиза, являющиеся подвидами итальянского проса. Районы происхождения проса отличаются известной засушливостью климата.

Просо – засухоустойчивое растение. Мочковатая корневая система уходит на глубину до 120–150 см и в нижнем ярусе образует густое сплетение корней, отходящих в сторону на 100–120 см. Это позволяет просу использовать влагу глубоких горизонтов.

Просо очень плохо переносит бессменные посевы и весьма требовательно к предшественникам.

Обусловлено это очень медленным ростом растений в начале развития, от чего они сильноугнетаются сорняками и поражаются болезнями (фузариоз, гельминтоспориоз и др.). Наивысшие урожаи этой культуры получают при посеве ее по целине и пласту многолетних трав при достаточном увлажнении почвы.

В XX в. в Европе и на американском континенте заинтересовались злаковой культурой африканского происхождения – сорго, известным в Юго-Восточной Азии еще за 3 тыс. лет до н. э. Оно привлекло к себе внимание своей засухоустойчивостью и жаростойкостью, возможностью возделывания в резко засушливых условиях, где культура кукурузы ненадежна. Сельскохозяйственная практика южноевропейских стран и США подтвердила, что сорго, по существу, не имеет себе равных по устойчивости к засухе. Мировые площади сорго стали достаточно быстро увеличиваться, достигли уже 45 млн га и продолжают расти. Кроме обыкновенного сорго широкое распространение в мире получили еще три вида – джугара, гаолян и суданская трава. По экологическим требованиям они близки к сорго обыкновенному.

Центром происхождения сорго считаются африканские саванны, с красно-бурыми и красно-коричневыми латеритизованными почвами. Обычно указывается, что сорго неприхотливо к почвам. Действительно, саванные почвы родины сорго малогумусны и не отличаются высоким плодородием. Замечательная особенность сорго – высокая засухоустойчивость, способность переносить воздушную и почвенную засуху.

Большую роль в экологическом приспособлении сорго к почвам играет очень мощная мочковатая корневая система, проникающая вглубь до 180–250 см, сильно разветвленная. Масса корней у сорго, как у большинства засухоустойчивых растений, намного превышает надземную биомассу и больше, чем у других однолетних растений. Это позволяет считать сорго культурой, которая облагораживает почвы, повышает их гумусовое содержание, а следовательно, и плодородие.

Сорго хорошо выносит повторные посевы и может возделываться на постоянных участках, если оно не поражается бактериозом.

Для половины человечества рис служит основным источником питания. Этим обусловлено его широкое распространение в мировом земледелии (около 145 млн га). Колыбель риса – тропические и субтропические районы Юго-Восточной Азии.

У риса выделяют 28 видов, однако практическое значение имеют лишь два вида – посевной и голый. Рис посевной преобладает в культуре, а в нашей стране возделывается только этот вид.

С экологических позиций рис является типичным представителем муссонного климата и по природе своей относится к группе растений-гидрофитов. Он произрастает при длительном затоплении. Наиболее оптимальны для риса полуаэробные условия, которые создаются затоплением небольшим слоем воды. Корневая система получает достаточное количество кислорода за счет его растворения из воздуха.

Продуктивность риса зависит от способности почвы удерживать воду. Поэтому для риса лучше всего тяжелые плоховодонероницаемые почвы. Оптимальные условия рис находит на почвах, которые сформировались при участии гидрофитной растительности и богаты органическим веществом. Это различные гидроморфные почвы – луговые, лугово-болотные, перегнойноглеевые, разные варианты слитых почв. Такие прекрасные условия рис находит, например, в дельте реки Кубани.

Рис выносит бессменную культуру, и она часто применяется в старых районах рисосеяния. Но при этом вскоре наступает заболачивание или засоление почвы, понижается жизнедеятельностьаэробных микробов, накапливаются сероводород и закисные соединения железа. Все это приводит к сильному засорению почвы, снижению в ней содержания органического вещества и резкому падению урожая.

Рис периодически, через 2–3 г., необходимо чередовать с другими культурами, способными обогащать почву органическим веществом и подавлять сорняки.

Среди культурных растений гречиха широко известна как ценная крупяная культура. Ареал ее возделывания очень большой и включает практически все континенты. Однако мировая площадь гречихи сравнительно невелика – всего около 4 млн га. Низка и урожайность. Все это свидетельствует о скромных размерах ее производства. Именно по этой причине спрос на гречневую крупу значительно превышает предложение.

Гречиха – растение азиатского происхождения, однако большая часть мировых посевов (2,4 млн га), сосредоточена в Европе. Наша страна издавна была главным производителем гречихи. Гречиха относится к семейству гречишных и по комплексу признаков существенно отличается от злаковых растений.

Родина гречихи – высокогорные влажные районы восточной части Азиатского материка (Индия, Гималаи) с промытыми и небогатыми почвами.

Гречиха – влаголюбивое растение. Оптимум увлажнения находится в пределах 70–80, % от полевой влагоемкости. При недостатке влаги начинает превалировать рост корней над надземной массой.

Корневая система стержневая, развита слабо. Может проникать на глубину 70–100 см, однако основная масса расположена в пахотном слое до 25–30 см. Необходима хорошая увлажненность этого слоя в период всей вегетации и, особенно, во время цветения и плодоношения.

В целом гречиху относят к растениям, не предъявляющим высоких требований к потенциальному плодородию.

В. Ф. Вальков, Т. В. Денисова,К. Ш. Казеев, С. И. Колесников,Р. В. Кузнецов
«Плодородие почв и сельскохозяйственные растения.»

Культурные растения поля. Зерновые культуры

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Группы культурных растений

Вы уже знаете, что культурные растения человек выращивает с целью получения урожая. При этом человек использует разные части растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды, а также семена.

Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить культурные растения.

Овощные – это растения, которые человек выращивает на полях и огородах.

Плодовые – это растения, которые выращиваются в садах.

Декоративные – эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

Прядильные – эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник. Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

Зерновые культуры

И последняя группа – это зерновые культуры. Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений – зерна. Второе название – злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Ячмень дает нам два вида круп: перловую – это целое зерно, и ячневую – дробленое зерно.

Просо идет для производства пшена.

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса, а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша – очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Пословицы о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь – это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница – вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Читать еще:  Как выращивать ремонтантную клубнику на балконе?

Вот он – теплый, золотистый.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб —
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

Вывод урока

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Почему пшеница растет на лугу. Зерновые культуры

Популярные материалы

Today’s:

Почему пшеница растет на лугу. Зерновые культуры

И последняя группа – это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений – зерна. Второе название – злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Рис. 5 ( Источник )

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Рис. 6 ( Источник )

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Рис. 7 ( Источник )

Ячмень дает нам два вида круп: перловую – это целое зерно, и ячневую – дробленое зерно.

Рис. 8 ( Источник )

Просо идет для производства пшена.

Рис. 9 ( Источник )

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша – очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Рис. 10 ( Источник )

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

Пшеница описание для детей. Пшеница

Пшеница — наиболее важная зерновая культура, дающая почти 30% мирового производства зерна и которая снабжает продовольствием более половины населения земного шара. Ее широкая популярность объясняется разносторонним использованием ценного по качеству зерна. Прежде всего оно идет на производство муки, из которой почти повсеместно готовят хлеб и многие другие продукты питания. Хлеб из хорошей муки содержит до 70—74% углеводов (главным образом крахмала), 10—12% белка, минеральные вещества, аминокислоты, витамины. Этот вкусный, питательный, калорийный продукт (в 100 г до 347 кал) хорошо усваивается и переваривается организмом. Зерном и его отходами при уборке (мякина, солома) и отрубями кормят домашних животных. Из соломы делают бумагу, передвижные стенки, крыши, циновки, предметы домашнего обихода.

Пшеница представляет собой однолетнее прямостоячее злаковое растение высотой от 0,3 до 1,2 м. Размножается семенами (зерновками), которые прорастают 3—6 зародышевыми корнями, играющими большую роль в жизнедеятельности растения. При появлении 4—5 листьев из подземного узла кущения начинает формироваться вторичная корневая система (узловые корни). Она мочковатая, неширокая, иногда отдельные корни проникают на глубину до 1 м и больше. Боковые побеги появляются из узла кущения несколько раньше узловых корней — при формировании 3-го листа. Всего образуется от 1 до 6 побегов (процесс кущения).

Побег (стебель) — полая соломина, разделенная узлами на междоузлия (4— 7), длина которых возрастает вверх по стеблю. Междоузлия снизу плотно охвачены влагалищами листьев, которые сверху расходятся и переходят в свободно торчащие гладкие, линейные листовые пластинки шириной 1—2 см, длиной от 20 до 37 см. По окончании фазы кущения начинается интенсивный рост стеблей за счет последовательного удлинения междоузлий снизу вверх (фаза — выход в трубку, или стеблевание). В процессе стеблевания соцветие (колос) поднимается по стеблю и выходит из влагалища верхнего листа, растение вступает в фазу колошения.

Колос длиной 5—10 см состоит из стержня, на каждом уступе которого сидит по колоску в 2 параллельных рядах, сверху он заканчивается колоском.

Колоски состоят из 2 колосковых чешуй и нескольких цветков (от 1 до 5), каждый из которых заключен в 2 цветковые чешуи. У остистых колосьев наружная чешуя несет ость.

Цветок состоит из завязи с семяпочкой, 2 перистых рылец и 3 тычинок. Цветение у пшеницы наступает сразу вслед за колошением. Оно начинается с центра колоса, затем распространяется одновременно вверх и вниз. Цветение может быть закрытым (при пасмурной или дождливой погоде) или открытым. Преобладает самоопыление. С наступлением цветения рост стебля прекращается. После оплодотворения начинается формирование, налив и созревание плода (фаза созревания).

Плод — зерновка — состоит из плотно сросшихся плодовой и семянной оболочек, эндосперма с наружным алейроновым (белковым) и внутренним крахмалистым слоями и зародыша. Масса 1000 зерен — 30—50 г.

Пшеница относится к роду Triticum, который включает больше 30 видов. Пленчатые виды этого рода были найдены в раскопках человеческого жилья на территории современных Ирака, Турции, Иордании, возраст раскопок определен в 7—6,5 тыс. лет до н. э. Древние формы мягкой (обыкновенной) пшеницы (Triticum aestivum L.) были обнаружены на территории Ирана, где возделывались за 5 тыс. лет до н. э. В Европе мягкая пшеница была известна за 3 тыс. лет до н. э. В настоящее время это самый распространенный вид культурной пшеницы, насчитывающий более 250 разновидностей и несколько тысяч сортов. Зерно состоит из углеводов — 75—80% (в основном крахмала), белка — 10—15, жира — 1,5—2,5, золы — 1,7—2,1, клетчатки — 2—2,6%. Мука из мягкой пшеницы широко используется в хлебопечении. Хлеб отличается высокими вкусовыми качествами, питательной ценностью и хорошей перевариваемостью. Хлебопекарные достоинства пшеничной муки зависят от содержания в зерне белка и клейковины. Сильная мука содержит белка не менее 14%, клейковины — 28%, средняя — 11—13,9% и 25—27% соответственно. Количество и качество клейковины определяют объемный выход хлеба, его расплываемость и пористость мякиша. Мягкая пшеница имеет яровые и озимые формы. Это исключительно пластичный вид, приспособленный к различным климатическим условиям, типам почвы, рельефу местности. Культуру можно встретить в низинах и на высоте до 4000 м над ур. моря, в самых жарких местах и за полярным кругом.

Как растет пшеница. Как вырастить пшеницу в домашних условиях

Пшеница – одна из самых распространенных злаковых культур в мире. Если вы тоже хотите вырастить пшеницу своими руками и получить качественную муку для домашнего хлеба, обязательно почитайте нашу статью.

Из нее вы узнаете, какие сорта лучше выращивать в вашем климате, как правильно проводить посев культуры и какие вредители и болезни представляют опасность для растений.

Как вырастить пшеницу в домашних условиях

Существует множество видов пшеницы, включая гибриды, которые приспособлены к выращиванию в определенных климатических и почвенных условиях. Самой распространенной считается классификация по сроку посева (рисунок 1):

  • Яровая высевается с мая по март, а урожай собирают в сентябре. Обладает высокими вкусовыми качествами и устойчивостью к холодам.
  • Озимая высевается с конца лета до середины осени, а урожай собирают в середине лета в следующем году. Больше подходит для районов с мягким климатом и снежной зимой, хотя обладает более высокой урожайностью, чем яровые сорта.

Рисунок 1. Виды культуры: яровая и озимая

Также ее принято делить по степени твердости зерна. Она может быть мягкой и твердой. У твердой колос широкий и короткий, а зерно содержит много клейковины и белка. Примером твердой яровой культуры считаются сорта Алмаз и Оренбургская 2, а к твердой озимой относят сорта Вахт и Парус.

Мягкая предназначена для производства муки. К основным сортам относят (рисунок 2):

  1. Яровая краснозерная: Алтайская 81, Люба, Московская 35;
  2. Яровая белозерная: Новосибирская, Саратовская;
  3. Озимая краснозерная: Донская безостая, Юна, Волгоградская;
  4. Озимая белозерная: Кинсовская 3, Альбидум 28.

Пшеница озимая. Чем озимая пшеница отличается от яровой и как ее выращивать?

Озимая пшеница – главное богатство страны с развитым сельским хозяйством. Это одна из популярных и распространённых злаковых культур. Зерновая ценность состоит в высоком содержании в зёрнах – белков, жиров и углеводов. В такой пшенице белка больше, чем в любых других злаковых культурах. Мука из этой разновидности злаков – высшего сорта.

Широко используется в хлебопечении, при производстве кондитерских и макаронных изделий, для производства манной крупы. Даже отходы озимой представляют собой ценный питательный продукт, например, для производства кормов для животных.

Что это такое?

Повсеместное распространение озимой пшеницы связано с историей её возникновения и выращивания. Это одна из древнейших злаковых культур, её остатки были найдены при раскопках древних захоронений и жилищ. По историческим меркам пшеничные колосья известны человечеству минимум III—IV тысячелетия до нашей эры. Выращиванием культуры занимались почти все народы. Пшеницу использовали как для личных нужд, так и для обмена или торговли.

На сегодняшний день озимая пшеница имеет свыше 250 разновидностей, тысячи сортов. Под озимую выделяют самые обширные площади плодородных земель на планете. Пшеница выращивается везде, где есть возможность, практически в любой стране. Для российских широт этот злак стал самой востребованной зерновой культурой.

Озимая пшеница ценится за свои питательные качества. Состав зерна отвечает всем необходимым требованиям для удовлетворения потребности современного человека в питании. Высоко ценится хлеб из пшеничной муки, обладающий невероятными вкусовыми качествами. Зерновую калорийность сравнивают с калорийностью мяса по составу питательных веществ.

Озимые сорта относят к мягкой зерновой культуре. Из «мягкой» муки изготавливается основной объём хлебобулочных изделий высшего качества. Сырьё содержит не менее 28% клетчатки, что полезно для здоровья. «Твёрдая» – идёт на вторичное производство.

Стоит учесть, что пшеница отличается по силе муки:

При этом сильная пшеница часто используется для усиления качеств слабой.

Предшественники озимой пшеницы – менее устойчивые сорта зерна. Сорта озимой пшеницы более прихотливы в отношении к предшественникам. Поэтому этой культуре уделяется особое внимание, например, если озимая выращивается на земле, которая предназначалась для других сортов. Последние могут значительно истощить почву и оставить после себя заросшие сорняком поля.

Биологические особенности злаков связаны с солнечным светом, теплом – условиями, необходимыми для нормального фотосинтеза. От длительности светового дня зависит образование крахмала и глюкозы, которые необходимы для нормального роста зерновой культуры. Из-за недостаточного освещения может возникнуть кущение листа около поверхности почвы – это снижает зимостойкие качества злаков.

На скорость прорастания семян влияет температурный фон окружающей природы, влажность, которая есть в почве и в воздухе.

Для того чтобы получить хороший урожай, необходимо удобрить почву микроэлементами, снабдить питательными веществами.

В отличие от яровой, озимые сорта пшеницы требуют больше влаги и удобрений. Эти факторы непосредственно влияют на качество зёрен.

Характеристика озимых сортов пшеницы сводится к её вкусовым качествам в готовом продукте. На качестве продукта сказываются фазы развития и роста зерновой культуры (в зависимости от агроклиматической зоны границы между этими фазами могут быть размыты).

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Кто научил человечество земледелию и сельскому хозяйству?

До недавнего времени нам ничего не было известно о корнях нашей собственной цивилизации. У нас не было ни малейшего представления о том, кто изобрел колесо, сельское хозяйство, письменность, города и все остальное.

В дополнение к этому, по какой- то странной, необъяснимой причине лишь немногие стремились выяснить это. Даже историки хотели оставить руины человеческой истории похороненными под песками пустыни. Это отношение кажется столь же странным, как и сами тайны. Неужели вы сможете смириться с потерей собственной памяти? Или вы станете предпринимать все, что в ваших силах, чтобы восстановить свое прошлое и свою личность?

Читать еще:  Лучшие ранние сорта перцев

Кажется, будто мы что-то прячем от себя самих. Кто-то скажет, что это был умопомрачительный визит древних космонавтов; кто-то возразит, сказав, что это древняя человеческая цивилизация, уничтоженная катаклизмом. В любом случае мы, очевидно, похоронили эти эпизоды, забыв о них. Возможно, воспоминания слишком болезненны.

Мне еще не удалось сделать окончательный выбор между различными идеями. Однако уверен: ортодоксальные теории, предлагаемые традиционными археологами, историками и антропологами, не выдерживают критики при тщательной проверке. Любопытно, что мы разработали средства для запуска космических зондов на Марс, для расщепления человеческого генома, и даже для клонирования самих себя.

Но до сих пор топчемся на месте, пытаясь понять тайны культуры пирамид, доисторических времен, объяснить, каким образом мы совершили квантовый скачок из каменного века в цивилизацию! Почему мы, как вид, не смогли сохранить нити, которые самым прямым и конкретным образом связывают нас с прошлым? У меня возникает точно такое же тошнотворное ощущение, как и у криминальных репортеров и детективов, расследующих убийства, когда они копаются в материалах нераскрытых дел слишком долго.

Мы что-то упускаем из вида или же неправильно рассматриваем ситуацию. Вероятно, мимо нас проходят очевидные намеки, ибо мы привыкли думать о фактах только в определенном свете. В дополнение к этому, нам сложно задать все необходимые правильные вопросы. Никогда не приходит в голову вернуться к основам, пересмотреть все свои знания и установить реальные «факты». У нас всегда есть выбор: осмыслить мир или не делать такой попытки. Жизнь предоставляет невероятное количество возможностей наверстать упущенное и огромную степень свободы, когда речь идет о получении знаний.

Наши предки великолепно освоили основные правила игры на выживание в течение невообразимо длинного каменного века. Им не нужно было знать о том, что Земля вращается вокруг Солнца, или о строении атома, чтобы добиться успеха. Но после последнего ледникового периода произошло нечто странное. Человеческая раса подверглась внезапной трансформации, которая направила нас на неизведанную территорию. Мы до сих пор пожинаем последствия тех событий, носивших взрывной характер. Давайте вернемся назад и подготовим сцену ранней эволюции человека в том виде, в каком представляют ее ученые.

Наши предки обнаружили себя в мире, полном чудес природы, сталкиваясь с проблемами, которые стояли перед ними. Все проблемы были связаны с выживанием. Начнем с того, что у людей не было орудий, не было выбора для решения поставленных перед ними проблем. Они могли идти только в лобовую атаку, как это делали все животные. Мы должны помнить о реальностях этих предпосылок. Нам точно известно, как жили люди в каменном веке. Ведь многие племена во всем мире продолжали вести именно такой образ жизни в течение последних пятисот лет. Их изучили вдоль и поперек.

Нам известно, что человечество было фактически однородным на протяжении всего каменного века. Даже 10000 лет назад люди вели почти одинаковый образ жизни, находясь в Африке, в Азии, в Европе, в Австралии или в Америках. Они жили близко к природе, охотились на диких животных и собирали дикорастущие растения, использовали каменные инструменты, каменное, деревянное и костяное оружие. Люди усвоили искусство разжигать и контролировать огонь, у них было очень точное и детальное знание привычек животных, рельефа земли, представления о циклах природы, а также о том, как различать съедобные и ядовитые растения. Эти знания и образ жизни старательно приобретались, опыт копился миллионы лет. Людей каменного века изображали неправильно и не понимали. Они не жестокие тупицы.

Без длительной эволюции, через которую они прошли, чтобы заложить основы для всего, что должно произойти, не могли бы развиться современный разум и современная цивилизация. Древние предки отлично усваивали знания, жили в полном слиянии с природой, и, бесспорно, были сильнее и физически крепче, чем мы сейчас. На самом деле, мир природы, который мы унаследовали от человека каменного века, был абсолютно целым и не тронутым. Все оставалось таким же чистым и девственным, как и в течение миллионов лет человеческой эволюции. Природа щедро одаривала своим изобилием тех ранних людей. Они научились жить в этой естественной среде. Со статистической точки зрения, человек — это охотник-собиратель.

Так мы жили 99,99% времени нашего существования, как вида. По крайней мере, таковы данные современной науки. Понять, как жили наши дальние предки, очень легко. Жизнь менялась очень незначительно и очень медленно. Ранний человек адаптировался и привык к тому, что работало. Это был простой, но требовательный образ жизни, который переходил из поколения в поколение — благодаря примерам и устной традиции. Кажется, что здесь нет никакой загадки. Но все стало резко меняться после последнего ледникового периода.

Внезапно несколько племен перешло на другой образ жизни. Отказываясь от своего кочевого быта, они стали оседлыми, начали выращивать определенные культуры и одомашнивать несколько видов животных. О первых шагах к цивилизации часто говорят, но никогда их по-настоящему не изучали на глубоком уровне. Что заставило людей так резко измениться? Объяснить это значительно труднее, чем поверить в естественность процесса. Первый вопрос — самый основной и прямой. Люди каменного века не ели зерновых. А зерновые — основа сельского хозяйства и питания цивилизации.

Скудная диета охотников и собирателей состояла из мяса различных видов диких животных и свежих диких зелени и фруктов. Для начала рассмотрим эволюционное расхождение с общепринятой точкой зрения. Рассмотрим несоответствие между продуктами питания после «аграрной революции», которая началась 10000 лет назад, и тем, чем кормились охотникиСледовательно, человеческий геном самым идеальным образом адаптирован к продуктам питания, которые находились в распоряжении людей в период до развития сельского хозяйства.

В результате перед нами загадка, которую также трудно раскрыть, как тайны строительства Великой пирамиды. Как и почему наши предки совершили этот скачок? Ведь опыт возделывания диких зерновых культур у них был практически нулевым. Как они узнали о правильном ведении хозяйства, да и вообще о съедобности зерновых? Ко времени внезапного появления шумерской и египетской цивилизаций, зерновые культуры уже подвергались скрещиванию. Для такой работы требуется высокий уровень знаний и опыт, а также — время.

Если у вас есть хоть какой-то навык работы с дикими растениями или фруктами, любой опыт сельскохозяйственных работ, то вам известно: дикие сорта резко отличаются от скрещенных культур. Точно установлено, что у охотников-собирателей не имелось навыков селекции сортов или одомашнивания животных. Поэтому потребовалось бы значительное большее, чем настаивают историки, время для перехода от нулевого уровня к передовому состоянию. Мы должны задать вопрос: откуда произошли эти знание?

Как человек каменного века внезапно приобрел умения для одомашнивания растений и животных и делал это очень эффективно? Мы видим чистопородных собак, например, борзых, в египетских и шумерских произведениях искусства. Как они могли быть выведены так быстро? Следующие вопросы осложняют возможность поддержать традиционные объяснения:

1) очень медленный процесс эволюции человечества в каменном веке;
2) внезапное создание и распространение новых орудий труда, новых продуктов питания, новых общественных форм, у которых не было предшественников.

Если ранние люди ели дикие виды зерновых и проводили эксперименты с гибридизацией какое-то длительное время и развивались по каким-то очевидным ступеням развития, то это можно понять. Но как можно принять сценарий каменного века для периода строительства Великой пирамиды в Гизе? Селекция растений — трудная наука. Но нам известно, что ею занимались в Шумерском царстве, в Египте и древнем Израиле. Если у вас есть сомнения в этом, то представьте, что мы выращиваем те же самые первичные зерновые культуры, которые создали наши предки. Так ли это?

Существуют сотни видов диких растений, которые возможно одомашнить. Почему мы не вывели новые зерновые культуры из других диких видов за прошлые три тысячи лет? Каким образом древние выбрали лучшие виды при чрезвычайно низком уровне знаний (если мы считаем, что они только-только вышли из каменного века)? Наши предки не только определили все эти сложные вопросы, но и быстро открыли принципы изготовления вторичных продуктов из зерновых. Шумеры пекли хлеб и варили пиво пять тысяч лет назад, но их самые ближайшие предшественники (так заявляют антропологи) ничего не знали о подобных вещах. Они жили, собирая растения и убивая диких животных.

Похоже, что люди получили руководство к действию от того, кто уже занимался развитым сельским хозяйством. Но эта инструкция не могла быть предоставлена их предками — охотниками и собирателями. Очень трудно реконструировать эти быстрые переходы, особенно если они сопровождаются радикальными изменениями во всех остальных сферах жизни человека. Как и почему люди, которым ничего не известно, кроме кочевого существования и примитивной социальной структуры, так быстро и так радикально изменились?

Что заставляло их строить города и создавать сложную цивилизацию, когда не было ничего известно о подобных формах общества? В век эпипалеолита (около 8000-5500 гг. до н.э.) племена в долине Нила жили в полуподземных овальных домах с крышами из глины и прутьев. Они изготавливали простые гончарные изделия и пользовались каменными топорами и кремневыми наконечника стрел, продолжая вести полукочевой образ жизни, переходя от одной стоянки к другой в зависимости от смены времен года.

Огромное число племен по всему земному шару вело именно такой образ жизни. Как после этого люди начали добывать в карьерах, обрабатывать и перевозить камни весом от одной до шестидесяти тонн, чтобы использовать их для строительства самого массивного сооружения в мире? Почему перемены случились так быстро? Быстрый переход просто невозможно объяснить рационально. Для всех изобретений и достижений культуры требуется время и последовательность легко различимых этапов развития. Где предшественники?

Очень легко прослеживается весь путь развития каменного века — от примитивных орудий труда до каменного топора и кремниевых наконечников стрел. Такие же этапы мы должны находить по мере развития цивилизации. Но где пирамиды меньшего масштаба — значительно меньшего? Где грубая резьба по камню, которая должна предшествовать изысканно украшенным стелам? Медленная эволюция форм от простой к сложной — это все, что известно людям. Но при чем тут глиняные хижины, крытые соломой, — а затем внезапно возникшая крупномасштабная архитектура на основе мегалитических каменных блоков, сложная художественная работа, требующая тонкого мастерства и знаний.

Фазы развития здесь просто отсутствуют. Шумерские клинописные таблички описывают очень сложные системы ирригации и сельского хозяйства, пекарни и приготовление пива. Библия рассказывает, что древние евреи выращивали виноград и делали вино, а также дрожжевой и недрожжевой хлеб. Мы воспринимаем такие вещи как само собой разумеющиеся. Но вопросы, которые стоят за ними, никогда не поднимались. Где люди научились за такой короткий отрезок времени селекции зерновых, превращению зерна в муку, выпечке из нее хлеба? Это справедливо и для виноградарства. Речь идет не о простых или очевидных продуктах.

Мы допускаем, что их предшественники развивали сельскохозяйственные умения долгое время. Такая мысль вполне логична, но она не подтверждается. Самый первый и очень примитивный сельскохозяйственный эксперимент, который подтверждают документальные записи археологов, был обнаружен в Джаармо и Иерихоне. Это очень скромные поселения, где выращивали несколько простых культур. Но люди продолжали охотиться на лесную дичь и собирать растения, поэтому деревни не были в строгом смысле слова аграрными сообществами.

Проблема в том, что не найдено промежуточного этапа между первобытными людьми — и Шумерским царством, Египтом. Нет маломасштабных зиккуратов, пирамид или любого следа развития. Получается, что ремесленники каменного века внезапно стали делать изысканные скульптуры и стелы, украшенной резьбой по камню. Ортодоксальные теории начинают больше полагаться на «официальные» указания властей, чем на хорошо аргументированные и хорошо документированные факты. Мы подошли к кризису в областях антропологии, истории и археологии. Ведь традиционные тезисы не в состоянии разрешить вопрос с постоянно увеличивающимся числом аномалий.

Объяснения — неубедительные, избитые и все более скучные, неспособные доказать теории. Отдельные фрагменты не соответствуют друг другу и не складываются в разумное целое. Мы упоминали в этой книге раньше цитату выдающегося палеоантрополога Льюиса Лики. Несколько лет назад, когда Лики читал лекцию в университете, студент задал ему вопрос о «недостающем звене» в эволюции. Преподаватель ответил: «Есть не одно «недостающее звено», а сотни. »

Это справедливо еще в большей степени для культурной, а не для биологической эволюции. Пока мы не найдем эти звенья, мы будем, подобно больным, страдающим амнезией, стараться осмыслить современную жизнь и нашу коллективную историю.

Источники:

http://agronom.expert/posadka/ogorod/zlaki/pshenitsa/otkuda-vzyalas-na-zemle.html
http://pikabu.ru/story/vazhneyshie_dlya_chelovechestva_zernovyie_kulturyi_6715804
http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/kulturnye-rasteniya-polya-zernovye-kultury?secon
http://dachnayazhizn.info/novosti/pochemu-pshenica-rastet-na-lugu-zernovye-kultury
http://interesnosti.mediasole.ru/kto_nauchil_chelovechestvo_zemledeliyu_i_selskomu_hozyaystvu

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector