Сельскохозяйственные культуры которые выращивали славяне

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай.

Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Земледелие восточных славян

В пастоящем издании один из томов специально посвящен древней Руси. Поэтому здесь хозяйственная деятельность и общественный строй рассматриваются только для периода до IX в., когда у восточных славян складываются раннефеодальные отношения и формируется древнерусское государство.

Археологические материалы служат важнейшим источником освещения социально-экономической жизни восточнославянского общества в период, предшествующий сложению государственности. Фрагментарные свидетельства письменных источников подтверждают выводы и наблюдения, полученные на основе данных археологии.

Основным занятием славян второй половины I тысячелетия и. э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. К рассматриваемому здесь времени славяне, занимавшие плодородные лесостепные области Восточной Европы, достигли значительных успехов в развитии земледелия. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужпому, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеднепров- скне области находились в орбите ировинциальнорим- ской культуры.

Одпим из важных показателей хозяйства и экономики славянского общества рассматриваемого здесь периода служит характер поселений. При выборе мест для них, несомненно, принимались во внимание прежде всего хозяйственные выгоды. Славянские поселения второй половины I тысячелетия и. э. отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. Это касается не только южных районов восточнославянского расселения, ио и северных: население, оставившее сопки и длинные курганы, занимало главным образом такие местности, которые, как показывают почвенные карты, были наиболее пригодны для сельскохозяйственной деятельности (Седов В. В., 1970а, с. 9, 10).

При раскопках славянских поселений времени, предшествующего сложению древнерусского государства, получены данные, которые прямо свидетельствуют о развитии земледелия. Па многих поселениях найдены земледельческие орудия — железные нараль- ники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда.

В VT—X вв. в южной части восточнославянской территории применялись весьма близкие по форме и пазмерлм широколопастные наральники с плечиками ( LXI). Они симметричны, с широкой, в виде равнобедренного треугольника, рабочей частью, часто утолщенной с помощью наварных пластин, и суженной трубицей. Делались наральники из одного куска железа. Для них характерны следующие размеры: длина 16—21,5 см, ширина лопасти 8—12 м. ширина втулки 6—8 см. Расширенная лопасть и узкая, почти разомкнутая втулка позволяют предполагать, что эти наконечники принадлежали орудию типа рала с полозом. используемого на сравнительно легких, вероятно старопахотных почвах (Чернецов А. В., 1976, с. 34). Такие наральники найдены при раскопках поселений в Пеньковке, Стецовке, Сахновке, Пастырском, Григоровке, Зимно, Рипневе, Хотомеле, Княжей Горе (Канев), Новотроицком, Волынцеве и др. Наконечники с плечиками известны в Восточной Европе с черпяховского периода. Но тогда они еще по получили широкого распространения. Классификация восточноевропейских наконечников пахотных орудий сделана Ю. А. Красновым (Краснов Ю. А., 1978, с, 98-113).

Читать еще:  Ирисы лучшие сорта

Единичными находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

Другой металлической частью землеобрабатываю- щих орудий были чересла — плужные пожи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чепесло, выкованное целиком из железа (Кухаренко Ю. В., 1961, 9, 17). Известны и втульчятьте чересла (Ляпушкин И. И., 1958а, LXXXVII, 3).

Во второй половине I тысячелетия н. э. первые железные наконечники пахотных орудий появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В основном это наральники без плечиков.

Наиболее ранним из них является сошник, найденный на берегу р. Ладожка в Старой Ладоге (Орлов С. Я., 1956, с. 142—144). Он прямоугольный в плане, с округлым рабочим краем. Втульчатая тру- бица образована двумя боковыми закраинами. Длина сошника 13,6 см. наибольшая ширина — 9,5 см.

Датировать эту находку затруднительно. Можно полагать, что она относится ко времени основания Староладожского поселения. Ближайшие по формам и размерам сошники известны в Средней Европе, где они встречены в германских и славянских землях на памятниках поздперимской и раннесреднечековой поры. Вероятно, оттуда сошники рассматриваемого типа проникли иа рубеже VI и VII вв. в северные области восточнославянского расселения и бытовали здесь вплоть до XI в. (Миролюбов М. А., 1972, с. 118, 119).

В горизонте Е3 культурного слоя Старой Ладоги (VIII в.) найден сошиик, имеющий рабочую часть в форме равнобедренного треугольника. В верхней части загнутые края образовывали втулку-трубицу, при помощи которой сошник крепился с деревянной частью сохи — рассохой. Длина его 15,5 см, ширина спинки 7 см ( XX, 1).

Очевидно, этот сошник занимает промежуточное положение между упомянутым более ранним орудием, найденным на берегу Ладожкн, н более поздними древнерусскими (Миролюбов М. А., 1972, с. 121).

Сошник того же типа, но более длинный, найден в слое Д Старой Ладоги (X в.). Подобные землеобра- батывающие орудия были в употреблении на широкой территории северной части Восточной Европы. Они встречены и в древнерусских курганах (Ува- ров А. С., 1871, с. 115), и среди древностей прибалтийских и поволжско-камских племен.

Аналогичные сошники предназначались для пахотных орудий, используемых для обработки вновь осваиваемых участков, освобожденных из-под леса подсечно-огневой системой, или залежных земель. Такой сохой предварительно взрыхляли верхний слой земли, а потом для полной обработки поля проходили сохой по нескольку раз.

Тягловой силой для работы пашенными орудиями как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О широком использовании лошади для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах. На основании косвенных данных (па поселениях костные остатки лошадей в числе пищевых отбросов встречаются в очень небольшом количестве, свидетельствуя о том, что мясо лошади использовалось для питания в сравнительно редких случаях) можно утверждать, что при обработке пахотных участков и во второй половине I тысячелетия н. э. применялась лошадь.

В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы в этот период заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через три-четыре года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками (Третьяков П. Н., 1932).

Однако раскопки последних десятилетий показывают, что роль подсечного земледелия у славян лесной полосы Восточной Европы преувеличена. Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

Очевидно, подсека применялась в основном при расширении пахотных полей, для освоения новых участков земли под пашню. Господствовала же переложная система земледелия.

В лесостепной зоне имелись крупные, свободпые от лесных массивов участки, поэтому здесь наряду с перелогом, очевидно, возникла система севооборота — двухполье или трехполье. Скорее всего и в лесной полосе в последних веках I тысячелетия н. э. на старопахотных землях выработалась такая же система севооборота.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Они применялись также для очистки пашенных орудий от налипшей земли. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Поднепровья, в Побужье и Днестровско-Ду- найском междуречье. В X в. распространяются железные мотыги, служившие для обработки как пахотных полей, так и участков, предназначенных для огородных культур.

Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Некоторые из топоров специально предназначались для рубки леса. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Находки таких топоров на памятниках восточнославянских племен немногочисленны, но повсеместны.

Урожай с полей снимали при помощи серпов так же, как это делали еще в недавнее время ( LXII). В середине и второй половине I тысячелетия н. э. скадывается форма серпа, близкая к современной,— клинок близок по форме параболе или части эллиптической кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку. Нос серпа слегка загибается внутрь — конструктивная особенность, с помощью которой растения формируются в пучки, а лишние отбрасываются в сторону. Современные серпы Восточной Европы восходят главным образом к описанным раннесредневековым орудиям (Ми- насян Р. С., 1978а, с. 82—84), которые ведут свое происхождение от аналогичных римских и провин- циальноримских. В середине I тысячелетия н. э. такие серпы получают широкое распространение у славянского населения, представленного пражско-кор- чакскими и пражско-пеньковскими древностями. В VIII—IX вв. серпы этого типа появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В более раннее время здесь бытовали слабоизошутые серпы с клиновидным клинком, непосредственно переходящим в черенок, и серповидные ножи, восходящие к раннему железному веку.

На славянских памятниках второй половины I тысячелетия н. э. изредка встречаются косы-горбуши ( LXII). Для уборки урожая они, по-видимому, использовались в исключительных случаях, в основном ими косили траву на сено.

Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах — специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывавшиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. Кроме того, были распространены крупные глиняные сосуды-зерновики. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

Читать еще:  Какие сорта винограда выращивают в краснодарском крае?

Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород — известняка, песчаника, кварцита и т. п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние, более массивные, имели вогнутую рабочую поверхность, нижние — выпуклую. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты 1, Внльховец, Городок, Зеленый Гай, Кавегчина, Лоиатна, Jiyr 1, Малинов- цы, остров Мытковскин, Пезвнско, Одая, Рашков, Раскайцы, Сахновка, Семенки, Ханска и др.). Исследователь восточноевропейских жерновов 1 тысячелетня н. э. Р. С. Минасян утверждает, что в землях к северу от Припяти и Десны в VI — VII вв. еще широко бытовали зернотерки (Минасян Р. С., 1978в, с. 101— 112). Только приблизительно с VIII в. жернова распространяются в Верхнем Поднепровье (древнейшие находки — в Тушемле и Городке на Смоленщине и в Дедиловичах в бассейне Березины) и далее на север (Изборское городище и Камно иа Псковщине, Сельцо в Новгородской обл.).

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки, встреченные на многих славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. не только в южных, но и в северных районах восточнославянской территории. Обычно они имели круглую форму (диаметр 15—20 см) и были снабжены невысокими бортиками, изредка украшенными пальцевыми вдавлениями по краю. На таких сковородах пекли хлебцы или лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса (Skruzny L., 1964, s. 370—391). Пекли хлеб или другую пищу в печах. При раскопках селища Одая в бассейне Днестра в печи-каменке одного из полуземляночных жилищ найдена глиняная сковорода, установленная на поде.

Древние авторы оставили скудные сведения о земледельческих культурах, возделывавшихся славянами накануне образования древнерусского государства. Византийский автор VI в. Маврикий сообщает, что основными культурами у антов и с(к)лавинов были пшеница и нросо (Мишулин А. В., 1941, с. 253). Персидский историк X в. Гардизи отмечал, что большая часть посевов славян состояла из проса (Новосельцев А. П., 1965, с. 390).

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V—IX вв., полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры — просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. (Янушевич 3. В., 1976). При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов — твердой и мягкой, озимой ржи, ячменя и, вероятно, проса (Ляпушкин И. И., 1958а, с. 211, 212).

Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений второй половины I тысячелетия п. э. лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур (Кирьянова Н. А., 1979, с. 72—84). Так, на городищах Банцеровщина, Близнаки, Демидовка и Загорцы, относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре, найдены зерна мягкой пшеницы, ячменя, проса, овса, бобов, гороха и вики. На городище Камно под Псковом в слоях VIII—X вв. обнаружены зерна мягкой пшеницы, полбы, ячменя, бобов, гороха, овса и конопли. Первые находки озимой ржи датируются IX в. (городище Свила I на Витебщине).

Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу пх составляют зерна ншеии- цы двузернянки—полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса (Кирьянов А. В., 1959, с. 312-314). В слоях X в. Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы (.Кирьянов А. В., 1959, с. 321-324).

Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие.
Древние славяне. Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в.

Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие.
В VI в. их сменили авары1 которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

Важнейшим занятием восточных славян было земледелие. Выращивались просо, рожь, пшеница, лен.

иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось.
славянземледельцев в торговле с возрожденным Причерноморьем.

Отметьте названия сельскохозяйственных культур, которые выращивали славяне. 1) Свекла. 2)Томаты. 3) Ячмень. 4) Картофель. 5) Капуста. 6) Репа. 7)

Подчолнечник. 8)Пшеница. 9)Гречиха. 10) Виноград.

Славяне выращивают сельскохозяйственные культуры под цифрами:1), 3), 5), 6), 8).

Другие вопросы из категории

ЗА РАНИЕ СПАСИБО))))

Читайте также

которой в Европе началось с Испании.Сельскохозяйственная культура,завоевавшая симпатии земледельцев в Европе только к концу 7 века.Сельскохозяйственная культура,выращиваемая в Европе до распространения пшеницы.

С какими странами Австралия имеет сухопутные связи

1 с Новой Зеландией
2 с Папуа-Новой Гвинеей
3 с Фиджи
4 с Самоа

Австралия была колонией
1 в Англии
2 в испании
3 вфранции
4 Португалии

отметьте зерновую сельскохозяйственную культуру в больших объемах выращиваемую в Канаде

1 рис
2 кукуруза
3 пшеница
4 гречиха

2) Сельскохозяйственное орудие, с помощью которого рыхлили землю. (4 буквы)
3) Сельскохозяйственное орудие, с помощью которого средневековый человек мог глубоко вспахивать землю. (5 букв)
4) Сельскохозяйственная культура, распространение которой в Европе началось с Испании. (3 буквы)
5) Сельскохозяйственная культура, завоевавшая симпатии земледельцев в Европе только к концу 8 века. (4 буквы)
6) Сельскохозяйственная культура, выращиваемая в Европе до распространения пшеницы. (4 буквы)
НУ БЛИН ОТВЕТЬТЕ ХОТЬ НА 1 ВОПРОС

Герцогство во Франции, остававшееся в XIII-XIV веках английским владением. 5. Одна из династий, сопер­ничавших за власть в Англии во время междоусобной войны. 7. Гер­цогство, последний правитель которого вел непримиримую борьбу с французским королем Людовиком XI. 9. Населенный пункт, возле ко­торого в 1415 году англичане разбили французское войско. 10. Граф­ство, которое вело торговлю с Англией в то время, когда его правите­ли находились в вассальной зависимости от французского короля. 14. Город, в битве при котором потерпел поражение и погиб послед­ний бургундский герцог. 17. Французское название новой культуры, обратившейся к античному наследию. 20. Фамилия предводителя крестьянского восстания в Англии. 22. Итальянский художник, те­мами творчества которого были евангельские сюжеты и деяния свято­го Франциска Ассизского. 23. Название эпидемии чумы, охватившей Европу в середине XIV века. 25. Фамилия изобретателя книгопечата­ния. 26. Одна из стран, противоборствовавших в самой долгой войне в мировой истории. 27. Отвоевание христианами территорий, захва­ченных арабами на Пиренейском полуострове. 29. Новая культура, зародившаяся и расцветшая в стране, обладающей богатым античным наследием. 33. Город, в сражении близ которого французы были разбиты англичанами в 1356 году, 34. Итальянский поэт, автор «Кни­ги песен». 35. Родина культуры Возрождения. 36. Город во Франции, освобожденный войском во главе с народной героиней Франции. 37, Автор «Божественной комедии». 40. Титул наследника королевской; престола во Франции. 41. Итальянский художник, автор картины «Рождение Венеры». 42. Прозвание народной героини Франции, 43. Христианское государство на Пиренейском полуострове, трон ко­торого перешел к принцессе Изабелле. По вертикали. 1. Название крестьянской войны во Франции. 4. Правительница христианского королевства на Пиренейском полуострове 6. Город-порт во Франции, остававшийся у англичан до середины XVI века. 8. Представители новой культуры, считавшие, что достоинство человека определяется не столько происхождением, сколько его моральными качествами и делами. 11. Новый жанр в живописи, возникший в конце XIV — начале XV века. 12. Изобретение И. Гутенберга. 13. Страна, расположенная на Британских островах, союзница Франции в войне. 15. Название самой длительной войны в истории 16. Династия французских королей, начавшая править с XIV века боковая ветвь династии Капетингов. 18. Фамилия предводителя крестьянского восстания во Франции. 19. Последний бургундский герцог. 21. Одна из соперничающих династий в Англии во время междоусобной войны. 24. Цветок, ставший символом междоусобной войны в Англии. 28. Итальянский скульптор, создавший новый тип статуи. 30. Сосредоточение власти в объединенном государстве в руках одного правителя. 31. Принц одного из христианских государств на Пиренейском полуострове, вступивший в династический союз. 32. Итальянский архитектор, создатель купола Флорентийского собора. 38. Одна из стран-соперниц в самой длительной войне в истории 39. Автор «Декамерона».

Читать еще:  Определяемся со сроками: сколько хранить?

Земледелие на Руси

Удобная навигация по статье:

Земледелие Древней Руси

Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

Основные системы земледелия Древней Руси

В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге). Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой. Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

А вот так называемый перелог использовался чаще всего в южных областях. Суть его заключалась в освобождении территории от сорняков и её обработки инструментами труда. При этом, действовал тот же принцип «отдыха земли», согласно которому земледельцы переходили на другие территории, оставляя обработанную землю на семь – десять лет. Позже, данный вариант земледелия также назывался пашенным земледелием и с успехом применялся в областях степных лесов.

Какие культуры выращивали на Руси?

Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

Орудия труда древнерусских земледельцев

В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие. Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай. Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

Земледельческие ритуалы на Руси

К таким, например, относились и Масленичные обряды, которые проводились с 21 марта (день весеннего равноденствия) на Масленицу. Согласно традиции, каждый земледелец выносил во двор первый испечённый блин и клал его тёплым на сырую землю, что являлось подношением Яриле и Весне, а также ассоциировалось с прогревом замёрзшей земли-кормилицы солнечным теплом.

Ещё одним праздником, тесно связанным с выращиванием овощей и злаков являлся славянский праздник Красная горка, что означало в тот исторический период «красивую горку», то есть, украшенные первыми побегами растений холмы. Все посевы восточных славян по традиции обкатывались яйцом, посыпались костной мукой и заговаривались определёнными магическими заклинаниями, основной целью которых была охрана будущих урожаев от молний, града, засухи и болезней. Стоит отметить, что и в период христианской Руси, существовало немало песен, выполняющих аналогичные функции.

Каждый язычник считал землю под ногами живым существом и относился к ней так бережно, как мог, продолжая верить, что она чувствует его отношение и наградит его богатым урожаем, необходимым для пропитания и обмена с другими племенами. Трудно переоценить вклад наших предков в развитие земледелия. Как видите, современный человек всё ещё пользуется их инструментами и празднует их праздники, обрабатывая землю и ожидая больших урожаев.

Таблица: земледелие в Древней Руси

Земледелие в Древней Руси

Источники:

http://slavicnews.ru/selskoe-hoziaistvo-drevnih-slavian/
http://www.bibliotekar.ru/3-1-80-vostochnye-slavyane/63.htm
http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/1355150_otmette-nazvania-selskohozajstvennyh-kultur-kotorye-vyrasivali-slavane-1-svekla-2tomaty-3-acmen-4-kartofel-5-kapusta-6-repa-7/
http://fox-calculator.ru/slavane/zemledelie-na-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector