Технические культуры выращиваемые восточными славянами

Содержание

История. Отечественная история. Модуль I. Тема 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX ВЕКАХ. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Низшие отряды божеств восточных славян
Рожаницы
Берегини
Русалки
вампиры
Упыри
Солнце

2. Функции общины
распределение и использование земли
решение важнейших вопросов на сходах
индивидуальное ведение хозяйства
сбор налогов
использование публичной власти
формирование низовой администрации

3. Соседи восточных славян
Печенеги
Сарматы
Монголы
Половцы
Корелы
Готы

4. Границы расселения восточных славян
Средняя Ока и верховья Дона
по Западному и от части по Южному Бугу
Нева и Ладожское озеро
верховья Днепра, Западной Двины, Волги
Карпатские горы
Среднее Поднепровье

5. Система управления в племенном союзе восточных славян
Равноправие
Наследственная монархия
Военная демократия
Феодальная иерархия

6. Города восточных славян
Москва
Киев
Искоростень
Ярославль
Новгород
Смоленск

7. Верховные божества славян
Ярило
Род
Стрибог
Велес
Сварог
Святовит

8. Источники, первые свидетельства о славянах
Античные
Византийские
Западноевропейские
Русские
Арабские
Этнографические

9. Основное занятие восточных славян
Бортничество
Земледелие
Скотоводство
Охота

10. Культуры, выращиваемые восточными славянами:
ячмень
пшеница
просо
рожь
табак
овес
греча
кукуруза

11. Характерные черты военной демократии
повышение роли войн и воинов
превращение выборной власти племенных вождей в наследственную
сближение родовой знати и общины
выделение дружины
рост городов
ограничение общинной демократии

12. Летопись, повествующая о жизни восточных славян
«Война с готами»
«Повесть временных лет»
«Естественная история»
«Задонщина»

13. Города восточных славян – это … центры.
торговые и ремесленные
культурные
земледельческие
политические
религиозные
военно-стратегические

14. Соответствие между племенами восточных славян и территорией их расселения
Поляне — недалеко от устья Десны
Ильменские словене — вдоль Волхова, Шедони, Ловати, Мсты
Дреговичи — между Припятью и Северной Двиной
Радимичи — верхние притоки Днепра
— бассейны рек Десны и Сейма

15. Восточные славяне торговали с …
Востоком
Западной Европой
Восточной Европой
Византией
Африкой
Северной Америкой

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.

Подсечно-огневая система – форма примитивного земледелия, доминирующая в лесной зоне, для насаждений площадки расчищали путем вырубки и последующего выжигания деревьев и кустарника. Грунт в лесной зоне не относится к плодородным, а зола, образованная после выжигания, обогащает почву – обеспечивает урожайность на ближайшие несколько лет. Когда участок терял плодородность, его бросали – он снова зарастает лесом за 30-40 лет, выбирается новый для расчистки («переложная система»). С таким способом земледелия связано периодическое перемещение поселений славян на новое место – ближе к новому участку («кочевое земледелие»). Переложная система применялась и в лесостепи, и в лесах.

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю.

  • Соха («рало») – орудие с широкой рассохой (рабочая часть), железными сошниками, лопаткой, оглобли, в которые была запряжена лошадь. Обрабатывала грунт неглубоко, до 12 см, что объяснялось небольшой глубиной плодородного слоя в лесной местности.
  • Плуг – орудие, обеспечивающее более глубокую обработку, переворачивает пласт (в отличие от сохи – она просто срезает слой и отваливает в сторону), повреждает сорняки, поднимает семена прошлых лет. Использовался в степи и лесостепи – территориях с более плодородными почвами.
  • Борона-суковатка – вспомогательное орудие в подсечно-огневой системе земледелия, состоящее из бревен с сучками. Цель использования: защита от высыхания грунта, борьба с сорняками, выравнивание поверхности участка.
  • Мотыга (сапа, тяпка, мотыка) – простое ручное орудие, состоящее из деревянной рукоятки и рабочей части из металла, камня или дерева.

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота.

Ремесла славян

  1. В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской.
  2. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине.
  3. Деревообработка – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения.
  4. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной.
  5. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды.

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена.

Другие занятия (промыслы)

  • Охота: лесная территория богата зверями: славяне охотились на кабанов, птицу, пушного зверя, лосей, что удовлетворяло потребность в мясе.
  • Рыболовство: славяне занимали территории с развитой речной сеткой – селились тоже на берегах рек. Рыба – важный продукт для древних славян.
  • Бортничество: производство меда обеспечивало не только собственные потребности населения, медом активно торговали. Во времена Руси пчеловодство защищалось на государственном уровне, что подтверждает «Русская правда».

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа.

Общественный строй восточных славян

Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Возглавлял общину родовой глава (владыка). С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»).

Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.

В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей.

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя.

Славянское язычество и верования

Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии. Суть понятия «язычество» — многобожие, вера в многих богов.

  • Тотемизм– вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
  • Магия– вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды.
  • Фетишизм– вера в магическую силу предметов, поклонение им.
  • Анимизм– вера в духов, существование души не только в живых объектах.
  • Шаманизм– вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.
Читать еще:  Какие комнатные цветы можно выращивать на южных окнах?

Особенности славянского язычества:

  • Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам.
  • Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества).
  • Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (единобожие) христианской религии.
  • Объектом особого поклонения была природа и природные явления.
  • Славянское язычество знало жертвоприношения.
  • Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений.
  • Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали.

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги.

Восточные славяне

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Южнее Западной Двины

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Южнее реки Припять

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Территории вдоль реки Десны

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

Читать еще:  Лучшие сорта смородины добрыня

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.

Подсечно-огневая система – форма примитивного земледелия, доминирующая в лесной зоне, для насаждений площадки расчищали путем вырубки и последующего выжигания деревьев и кустарника. Грунт в лесной зоне не относится к плодородным, а зола, образованная после выжигания, обогащает почву – обеспечивает урожайность на ближайшие несколько лет. Когда участок терял плодородность, его бросали – он снова зарастает лесом за 30-40 лет, выбирается новый для расчистки («переложная система»). С таким способом земледелия связано периодическое перемещение поселений славян на новое место – ближе к новому участку («кочевое земледелие»). Переложная система применялась и в лесостепи, и в лесах.

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю.

  • Соха («рало») – орудие с широкой рассохой (рабочая часть), железными сошниками, лопаткой, оглобли, в которые была запряжена лошадь. Обрабатывала грунт неглубоко, до 12 см, что объяснялось небольшой глубиной плодородного слоя в лесной местности.
  • Плуг – орудие, обеспечивающее более глубокую обработку, переворачивает пласт (в отличие от сохи – она просто срезает слой и отваливает в сторону), повреждает сорняки, поднимает семена прошлых лет. Использовался в степи и лесостепи – территориях с более плодородными почвами.
  • Борона-суковатка – вспомогательное орудие в подсечно-огневой системе земледелия, состоящее из бревен с сучками. Цель использования: защита от высыхания грунта, борьба с сорняками, выравнивание поверхности участка.
  • Мотыга (сапа, тяпка, мотыка) – простое ручное орудие, состоящее из деревянной рукоятки и рабочей части из металла, камня или дерева.

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота.

Ремесла славян

  1. В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской.
  2. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине.
  3. Деревообработка – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения.
  4. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной.
  5. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды.

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена.

Другие занятия (промыслы)

  • Охота: лесная территория богата зверями: славяне охотились на кабанов, птицу, пушного зверя, лосей, что удовлетворяло потребность в мясе.
  • Рыболовство: славяне занимали территории с развитой речной сеткой – селились тоже на берегах рек. Рыба – важный продукт для древних славян.
  • Бортничество: производство меда обеспечивало не только собственные потребности населения, медом активно торговали. Во времена Руси пчеловодство защищалось на государственном уровне, что подтверждает «Русская правда».

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа.

Общественный строй восточных славян

Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Возглавлял общину родовой глава (владыка). С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»).

Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.

В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей.

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя.

Славянское язычество и верования

Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии. Суть понятия «язычество» — многобожие, вера в многих богов.

  • Тотемизм– вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
  • Магия– вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды.
  • Фетишизм– вера в магическую силу предметов, поклонение им.
  • Анимизм– вера в духов, существование души не только в живых объектах.
  • Шаманизм– вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.

Особенности славянского язычества:

  • Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам.
  • Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества).
  • Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (единобожие) христианской религии.
  • Объектом особого поклонения была природа и природные явления.
  • Славянское язычество знало жертвоприношения.
  • Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений.
  • Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали.

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги.

Восточные славяне: особенности материальной культуры

Восточные славяне представляли собой одну из ветвей славянской общности. Они обособились от нее в начале новой эры и подарили современному миру три крупных народа: русских, украинцев и белорусов. О восточнославянской культуре нам известно больше, чем о таковой у южных и западных славян. Да и материальная культура восточных славян более актуальная для нас, как для их непосредственных потомков.

Культура любого народа складывается в течение длительного периода времени. Она несет в себе черты характера и нрава людей. Поэтому изучение особенностей материальной культуры восточных славян является своеобразным мостиком к более глубоким и фундаментальным аспектам их жизни.

Большое значение в формировании культуры восточных славян, как и других народов, сыграли природно-географические условия. Местом расселения их была Восточно-Европейская равнина, богатая лесами и реками. Вообще люди всегда стремились жить близ водоемов, что было вполне разумно и целесообразно. Вода всегда нужна в хозяйстве, для питья. Тем более, что в реках часто водится рыба. А леса были источником многих благ: дерева, пушнины, мяса диких животных, ягод, трав.

Читать еще:  Как выращивать карпа в бассейне в домашних условиях?

Восточные славяне: особенности материальной культуры

Восточные славяне, что является вполне очевидным, стали осваивать земли современной России, Украины, Белоруссии. И с началом освоения Восточно-Европейской равнины зарождается материальная культура восточнославянских племен. Под материальной культурой мы понимаем созданные человеком предметы, орудия, объекты искусства и жизнедеятельности, которые позволяют приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Основные занятия восточных славян

Во-первых, речь идет о земледелии. Оно на первых порах было основным занятием, которое давало пропитание и позволяло выживать. Но, с другой стороны, оно требовало и орудий труда, приспособлений для обработки земель. Так и появился примитивный инвентарь, который изготавливали из дерева, а позже стали добавлять к нему металлические элементы. Необходимо отдать должное нашим предкам, которые были очень наблюдательны и внимательны к климату и погодным условиям на своей территории. Как известно, в средней полосе России принято сажать и сеять весной, а собирать урожай летом. Это связано с холодной зимой, которая не позволит выращивать урожай. И восточные славяне очень быстро уловили эту закономерность.

Во-вторых, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Эти занятия также были средством пропитания. Но и для них требовались определенные орудия. Одомашнивание животных стало очень важным и значимым этапом развития древних цивилизаций. Они стали использоваться не только как источник мяса, но и как рабочая сила, а затем еще и транспорт. Охота на диких животных тоже обеспечивала людей не только в плане пищи. Например, шкуры и меха стали для человека прекрасной теплой одеждой. Чуть позже рыбный и пушной промыслы способствовали развитию торговых отношений и экономики в целом.

Жилище восточных славян

Следующий важный элемент материальной культуры восточных славян – это жилище. Конечно, всем на ум сразу приходит русская изба с печкой. Однако не стоит торопить события. Избы появились лишь к восьмому веку. До этого же люди жили в землянках, потом в полуземлянках. Ведь построить деревянный дом – это совсем не легкое занятие. Но с течением времени у славян появилась возможность использовать лес и его дары в своих целях. Переходным этапом от подземного жилища к избам стала полуземлянка, которая наполовину находилась в земле. Из деревьев в основном использовали хвойные породы.

Техники строительства дома были срубные и столбовые. Все жилище восточных славян делилось на две части: собственно изба (отапливаемая часть) и клеть (хозяйственная часть, летнее жилье). Обе эти части соединялись друг с другом посредством сеней, которые выполняли роль фильтра и защиты избы от неблагоприятных погодных условий. Конечно, в зависимости от региона проживания жилища восточных славян отличались и имели некоторые особенности.

Что касается внутренней планировки избы, то тут все было более или менее стандартно за исключением отдельных элементов. Одну четверть избы занимала печь – главный атрибут в жилище восточных славян. Делали ее сначала из глины, а позже – из кирпича. Печь была источником тепла, а также местом для приготовления пищи. Каждый угол дома имел свое предназначение. Например, передний угол являлся местом, где располагался обеденный стол, а по праздникам его украшали вышитыми полотенцами и картинами. В качестве сиденья использовались скамейки (лавки), расположенные по периметру стен. Были и деревянные полки, которые вешали выше уровня окон. Вообще длительное время у славян преобладала встроенная мебель, составляющая единое целое со всей избой. Существовали четыре основные типа внутренней отделки избы в зависимости от места проживания. Из придомовых построек у восточных славян был хлев, кладовые, помещения для хранения и обработки зерна.

Одежда и обувь восточных славян

Всегда очень интересным является вопрос об одежде наших предков. Необходимо сказать, что она никогда не была обтягивающей и не подчеркивала силуэт. Одежда отличалась свободным типом покроя. Мужчины носили штаны, которые сначала крепились на веревку, а затем на ремень, и рубаху. Кстати, штаны были исключительно мужским атрибутом в костюме. Шили рубахи из хлопка и льна, они были длинными – до уровня колен. В каждом регионе были свои особенности рубах, которые касались воротника, дополнительных вставок, вышивки, способа ношения. Из верхней одежды в десятом веке были известны: свита – куртка с рукавами, кабать – подобие длинного пальто или плаща. На зиму одежду утепляли мехом.

Женская одежда включала в себя длинную рубаху (сорочку), а также фартук. Последний закрывал нижнюю часть тела. И, конечно, рубахи у женщин всегда были обильно украшены вышивкой, лентами, тесьмой. Были у славянок и юбки – поневы, а также платья. Из верхней одежды у женщин были шубы и накидки.

Обувь древние славяне делали из различных материалов: шкур животных, кожи, меха, древесной коры. Самым древним видом обуви были морщуны, которые представляли собой кусок кожи, намотанный на ногу и фиксируемый веревкой. Также плели лапти из лыка. Позже стала появляться более совершенная обувь типа сапог.

Ремесла восточных славян

Говоря о материальной культуре восточных славян, нельзя не сказать о ремеслах. Почетное место занимала металлообработка и кузнечное дело. Наши предки знали о существовании золота, меди, серебра, олова и, конечно, железа. Их использовали с различными целями: изготовление орудий труда, оружия, украшений. занимались восточные славяне и созданием керамической посуды (в основном это были разного рода горшки). Расцвет этого ремесла пришелся на десятый век. Известно также, что славяне занимались выделкой кожи.

Женщины занимались ткачеством, а также прядением. Нити делали из шерсти животных или из растительных материалов (лен, конопля). Для этих занятий необходимы были приспособления: веретено, ткацкий станок.

Посуда восточных славян была сделана из глины. Основными ее видами были всевозможные горшки: для приготовления каши, щей, для теста, для воды и другие. Менее популярной была посуда из дерева: это ложки, ковши, разделочные доски, черпаки. Еще реже встречалась металлическая посуда, изготовленная из чугуна или меди.

Пища восточных славян

Нельзя не остановиться и на вопросах питания восточных славян. Конечно, царем стола всегда был хлеб: ржаной или пшеничный, в зависимости от выращиваемых культур. Также популярны были различные лепешки, блины, ватрушки, коржи. Их ели со сметаной, творогом, кашей и другими добавками. Из первых блюд пальма первенства всегда принадлежала супам: щи, борщ. Из других блюд были распространены каши, у украинцев, например, популярностью пользовались галушки. Пили восточные славяне квас, кисель, молоко.

Богатый стол накрывали по праздникам. И каждый из них был сопряжен со своими традиционными блюдами. Например, на Масленицу было принято печь блины, на свадьбу делали каравай. Часто пищу приносили в жертву богам или умершим предкам.

Искусство восточных славян

Искусство у восточнославянских народов достигло своего расцвета с приходом христианства. Это особенно касается архитектуры: храмы, памятники, городские постройки. До этого, как известно, славяне сооружали языческие храмы из дерева. Теперь же на смену ему пришел камень. Если говорить о живописи, то это, несомненно, иконопись и настенная живопись в храмах. Были распространены также и мозаики, фрески. Но все эти элементы были заимствованы у Византии и других государств. Гораздо раньше у восточных славян появилась музыка. Простейшие музыкальные инструменты делали из дерева. Литература появилась лишь с приходом письменности (девятый-десятый века). Сначала появлялись летописи, и другие письмена, относящиеся к историческим письменным источникам.

В заключение

Восточные славяне и созданная ими материальная культура оставили очень многое нам, потомкам. Эта культура стала почвой, фундаментом для дальнейшего расцвета народов, вышедших из восточных славян. Ведь принципиальных изменений не произошло: до сих пор в России есть дома, по планировке похожие на избы. Посуда, одежда в целом остались такими же, просто приобрели большее разнообразие за счет новых материалов. Мы также едим супы и каши, которые для нас всегда самые вкусные и полезные. И мы должны помнить о культуре своих предков, мы многим обязаны ей. Ведь народ, который не помнит о своих корнях, не имеет будущего.

Источники:

http://nn.dekane.ru/ist-s4/
http://bingoschool.ru/manual/148/
http://histrf.ru/biblioteka/b/vostochnyie-slavianie
http://bingoschool.ru/manual/148/
http://slavicnews.ru/vostochnye-slaviane-osobennosti-materialnoi-kyltyry/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector